Сайт Юрия Макарова

   

 

Домашняя звукозапись

В этом ностальгическом обзоре речь пойдёт о музыкальных инструментах и оборудовании, которые обычно используют для демо-записей. Многое из того, что здесь написано, сегодня уже неактуально. Но мне было любопытно проследить, как технический прогресс со временем меняет сам процесс создания музыки. К большинству описываемых моделей здесь можно скачать руководства пользователя в PDF.

 


 

 
 

Ещё в школе я увлекался конструированием самодельных приёмников и усилителей. Запах канифоли, коробки с радиодеталями и творческий дух, витающий над всем этим, сопровождали меня с детства. Чуть позже, когда возник интерес к музыке, эти знания очень пригодились. Тогда произошли два события, вдохновившие меня на сочинение своих песен. В 1984 году я впервые услышал двойной концертный альбом Битлз «Live! At The Star-Club In Hamburg, Germany», который, несмотря на плохое качество, дал мне новое ощущение звука. К тому времени все студийные альбомы ливерпульской четвёрки я уже знал наизусть, но было совершенно непонятно, как при помощи трёх гитар, барабанов и вокала можно делать такой драйв на сцене. В популярных изданиях по радиотехнике того времени ламповые усилители считались анахронизмом. Все мои знакомые музыканты играли на транзисторных усилителях, но использовали при этом «примочки», - без них звук совсем никуда не годился. Но именно благодаря Битлз я начал интересоваться, как должна звучать электрогитара, и что из себя представляет усилитель VOX AC-30.

Вторым моим открытием стал альбом «Треугольник» группы Аквариум, который неожиданным образом раздвигал границы традиционной рок-музыки. Мне в нём нравилось всё: свежие гармонии, тонкая поэзия, эстетский стёб, граничащий с абсурдом, скрытый смысл и недосказанность, - явные признаки настоящего искусства. В музыке была невероятная свобода, и что немаловажно, всё это пелось на русском языке. Мне хотелось делать нечто похожее, а опыта совсем не было. Я много всего переслушал, экспериментировал со звуком, изучал специальную техническую литературу, с ужасом сравнивая свои записи с альбомами любимых групп.

 

 

Магнитофоны Яуза-209, 1980 г. и Легенда-404, 1979 г.

 
 

Это были мои первые магнитофоны. Обычно сначала я записывал акустическую гитару на катушечный магнитофон, потом включал запись и через микшер накладывал партию перкуссии. Всё это переписывалось на кассетник, у которого была автоматическая регулировка уровня записи, из-за чего все шумы в тихих местах усиливались. И так несколько раз подряд, пока не добивался приемлемого звучания. Это называлось методом последовательного наложения и было чем-то похоже на скиффл-музыку 50-х годов, о которой я тогда понятия не имел, но как выяснилось позже, двигался в правильном направлении. Играть надо было без ошибок, потому что ничего из ранее записанного исправить было уже нельзя. Запись впоследствии была утеряна. В то счастливое время техника игры на гитаре, сочинение песен и премудрости звукозаписи осваивались одновременно. Всё было для меня новым и интересным. Позже я играл в разных группах, но те первые захватывающие впечатления от процесса творчества остались в памяти на всю жизнь.

В советские времена в книжечки с руководством пользователя аппаратуры вкладывались их принципиальные электрические схемы, которые я любил изучать на предмет усовершенствования. Первой попыткой модернизации стал магнитофон «Яуза-209». У него был слишком большой уровень шума усилителя записи, чтобы чувствительности хватило для слабого сигнала от микрофона, а источники линейного уровня подключались через делитель напряжения. Для аппаратуры второго класса принцип «шиворот-навыворот» был нормальным явлением, но только не для меня. Снизив коэффициент усиления примерно в 100 раз, мне удалось уменьшить уровень шума на 6-8 дБ. Все источники звука я подключал к магнитофону через самодельный микшер на малошумящих полевых транзисторах. Скачать мануал для «Яуза-209» на русском языке (9,5 Мб), мануал для «Легенда-404» на русском языке (481 Кб).

 

 

Электрогитара Musima Elgita, 1973 г. и её переделанная схема

 
 

Эту гитару мне подарил один знакомый музыкант. Она была у меня долгое время, пока в свою очередь не была подарена. Просто шикарный для своего времени инструмент немецкого производства. Гитара заметно фонила из-за плохой экранировки, поэтому пришлось переделывать её начинку. Обычно в гитарах для простоты конструкции один из проводов катушки звукоснимателя заземляется, а второй находится в экранирующей оплётке, т.е. для передачи звука в качестве токопроводящей среды используется «земля». Это приводит к наложению на звук составляющей фона переменного тока, соизмеримого с небольшой амплитудой сигнала звукоснимателей, имеющим к тому же высокое выходное сопротивление. Это особенно становится заметно при использовании гитарного кабеля низкого качества. RC-цепочки темброблока, имеющие гальванический контакт с токопроводящим заземлением, способствуют возникновению блуждающих токов, что также плохо сказывается на шумовых характеристиках.

Суть переделки сводилась к тому, чтобы изолировать экранирующие элементы от цепей прохождения сигнала, вернув заземлению его истинный смысл. Оба сигнальных провода в гитаре и кабеле находились в экранирующей оплётке, не имеющей с ними электрического контакта. Один из сигнальных проводов в балансном стерео-кабеле соединялся с землёй только в точке входа в усилитель. Там наводки на экранирующие цепи уже практически не влияют на звуковой тракт. По такому же принципу раньше подключались головки в магнитофонах, в которых амплитуда сигнала ещё меньше. Это так называемая псевдо-балансная схема подключения. Вместо синглов я поставил недорогие хамбакеры Gifmen, в которых две противофазные катушки подавляют электромагнитные помехи. Чтобы свести к минимуму блуждающие токи, я отключил темброблок, а старомодный пятиконтактный DIN разъём заменил на трёхконтактный TRS. При использовании стандартного заземления фон практически полностью отсутствовал даже на большом овердрайве. Играть на таком звуке одно удовольствие. Четырёхпозиционный сдвоенный переключатель имел следующие позиции: Neck, Neck+Bridge, Bridge, Half Bridge. В последней позиции подключалась только одна из двух противофазных катушек бриджевого звукоснимателя, что давало больше высоких частот, приближая звук к Single Coil, правда за счёт увеличения помех.

Гораздо позже, экспериментируя с подключением гитары, я выяснил, что балансный кабель даёт фон, а обычный небалансный не фонит. Это полностью противоречило моей же теории. Я стал выяснять, в чём здесь дело. Оказалось, что качество самого кабеля имеет решающее значение. Существуют специальные гитарные кабели с низкой удельной ёмкостью и хорошей экранировкой, на которые, в отличии от обычных кабелей, электромагнитные помехи оказывают гораздо меньшее влияние. Я нашёл неплохой небалансный кабель фирмы Planet Waves из серии American Stage, который в сочетании с моей схемой давал отличный результат. При подключении обычного кабеля этой же фирмы фон появлялся снова.

 
 
 
 

Минимикшер Импульс ММ-04, 1985 г.

 
 

В восьмидесятые годы фирменное музыкальное оборудование являлось предметом культа и стоило бешеных денег, поэтому выпадало из поля моего зрения. Отечественная промышленность не баловала музыкантов аппаратурой достойного качества, но у меня любые технические новинки вызывали интерес. Этот маленький микшер был явным прогрессом после всех моих самоделок. Несмотря на его скромные размеры, я умудрился запихнуть в него плату с цифровым ревербератором, схему которого нашёл в журнале «Радио». Через некоторое время пришлось отнести его в комиссионный магазин на Неглинке. Странно, что его вообще купили. Скачать мануал на русском языке (5,1 Мб).

 

 

Цифровой ревербератор Лель РЦ, 1986 г.

 

Ревербератор - это громко сказано. По нынешним меркам это обычный дилэй, - одна из первых отечественных моделей, построенных по принципу цифровой задержки звука. До этого все ревербераторы были аналоговыми. Огромные студийные эхо камеры давали самый лучший звук и натуральную реверберацию. В любительских условиях наибольшее распространение получили ленточные, на базе катушечных магнитофонов с несколькими головками, пружинные и листовые ревербераторы. Все они были компактны, но имели свои специфические особенности. Лель РЦ был свободен от всех недостатков аналоговых ревербераторов. Он был лёгким, не имел механически движущихся частей, потреблял мало энергии и выводил звучание на новый уровень. Это была мечта любого музыканта. Собственно, линия задержки представляла из себя так называемый сдвиговый регистр на микросхемах оперативной памяти, включённых в последовательную цепочку. Каждая из микросхем задерживала цифровой сигнал на короткое время, что в сумме давало большую задержку. Но она была дискретной, алгоритм плавного затухания отсутствовал. Я попытался сделать несколько цифро-аналоговых преобразователей, которые подключал к разным точкам линии задержки, звук с которых с разным временем реверберации плавно микшировал в стереопанораму. Получилось некое подобие стереоэффекта, но затухание всё равно оставалось дискретным. Для музыкальных инструментов и вокала это не так страшно, а вот для барабанов такая обработка не подходила из-за трескучих «хвостов». Видеообзор на YouTube.

 

 

Кассетная дека Radiotechnika M-201, 1983 г.

 

В 80-х годах в магнитной записи наметился массовый переход с катушек на кассеты. Хотя само по себе уменьшение скорости движения ленты плохо сказывается на качестве звука, но благодаря новым технологиям удалось избавиться от многих недостатков, присущих кассетным магнитофонам. В этой деке производства знаменитого Рижского радиозавода использовались кассеты Fe с полосой частот до 12 кГц и Cr с полосой до 14 кГц. Кроме этого, имелась активная система шумопонижения, аналог Dolby B, которая уменьшала высокочастотные шумы на 10 дБ. Но у аналоговой магнитной записи был ещё один недостаток, особенно присущий аппаратам с низкими скоростями движения ленты, который назывался «перенасыщение» ленты. Рабочий слой ленты имеет нелинейную область, обусловленную магнитным гистерезисом. Чтобы получить запись приемлемого качества, на записывающую головку вместе с током звуковой частоты подаётся переменный ток частотой 50-100 кГц строго синусоидальной формы, который называется током подмагничивания. Он выводит магнитную ленту из нелинейной области, но качество записи для конкретной ленты и головки сильно зависит от величины тока подмагничивания, который подбирается экспериментально. Однако высокочастотная составляющая самого звукового сигнала является дополнительным фактором подмагничивания. В результате двойного воздействия плёнка «перенасыщается», что приводит к завалу в области высоких частот. Я перепробовал несколько несложных схем, которые динамически снижали ток подмагничивания в зависимости от частоты и амплитуды звукового сигнала, расширяя полосу частот вплоть до 18 кГц. Звук на кассетах приближался по качеству к катушечным магнитофонам с высокими скоростями движения ленты. Существовал фирменный запатентованный аналог под названием Dolby HX Pro, без которого за недостатком средств вполне можно было обойтись. Со временем у этой деки появилось «плавание» звука, выяснить причину которого так и не удалось. Чистка и смазка лентопротяжного механизма не помогли. Скачать мануал на русском языке (395 Кб).

 

 

Драм-машина Лель-ПСР, 1990 г.

 

ПСР - программируемый синтезатор ритма. Одна из первых советских драм-машин с коротким неестественным затуханием звука барабанов, что связано с ограниченным объёмом памяти, отведённой под сэмплы. Микросхемы ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) в те времена стоили достаточно дорого. Очень капризная машина, которая по неизвестным причинам легко выходила из строя. Индивидуальная регулировка громкости барабанов у неё отсутствовала. Чтобы немного оживить звучание, я распараллелил выход, назначив каждому барабану свой отдельный аудио канал для отстройки звукового баланса на внешнем микшере. Но это мало помогло. Единственное, что меня привлекало в данной модели, - это возможность программирования барабанов. Не помню, куда я её дел, но расставание было лёгким. Видеообзор на YouTube.

 

 

Ревербератор Alesis MICROVERB, 1986 г.

 

Молодая калифорнийская фирма Alesis заявила о себе оборудованием высочайшего класса по доступной цене. Это был уже настоящий ревербератор. Небольшая металлическая коробочка у вас на ладони не внушала ни малейшего доверия, но лишь до тех пор, пока вы её не включили. В те времена звук подобного качества мог быть только в студии, и его оценил бы даже самый опытный звукорежиссёр. Алгоритмы работы MICROVERB воссоздавали натуральную реверберацию от маленькой комнаты до большого концертного зала, плюс спецэффекты. Я купил его по объявлению у человека, который представился как звукорежиссёр группы Воскресение. Скачать мануал на английском языке (1,8 Мб).

 

 

Синтезатор YAMAHA PSS-51, 1992 г.

 

Легендарный для своего времени инструмент. Фирменный ямаховский волновой синтез, основанный на живых сэмплах фортепиано, духовых, органов, барабанов и перкуссии, воплощённый в технологии Advanced Wave Memory, поразил меня своим натуральным звуком. В нём чувствовался серьёзный японский подход к занятиям музыкой и уважительное отношение к самому музыканту. Весь мой предшествующий опыт говорил об обратном. Даже коробка с красочными картинками представляла из себя произведение искусства. Если не увлекаться автоаккомпанементом, ставшим признаком дурного вкуса, то в нём вполне можно было найти источник вдохновения. Недостатками PSS-51 были: маленький размер клавиш, отсутствие Touch Responce, плохой квантайз при записи партий во внутренний секвенсер, а также отсутствие блока питания в комплекте. Он продавался отдельно, но стоил сравнительно дорого. В синтезатор можно было поставить батарейки, и тогда он превращался в шарманку кота Базилио. Скачать мануал на английском языке (3,4 Мб).

 

 

Гитарный эффект SansAmp Classic, 1989 г.

 

Первый аналоговый эмулятор гитарных усилителей фирмы Tech 21, выполненный на полупроводниках в виде компактной педали. Его создатель Эндрю Барта, гитарист из Нью Джерси, подрабатывал мастером по ремонту усилителей в музыкальном магазине. Как музыканта его заинтересовал вопрос: есть ли альтернатива неэффективным с точки зрения физики, но недосягаемым в смысле звука ламповым гитарным усилителям? Десять лет исследований привели к созданию этого уникального устройства. В переводе с французского sans amp означает «без усилителя». Он воспроизводит тёплый, богатый оттенками звук ламповых усилителей Marshall, Fender, Mesa Boogie и басового Ampeg SVT, способный не разочаровать критический слух гитаристов. Неудобным оказался лишь маленький восьмиразрядный переключатель, - такие обычно стоят на материнских платах компьютеров. Управлять им приходилось при помощи медиатора, либо ногтями пальцев. Да и о пресетах тогда речи не было. Но на такие мелочи вряд ли кто обращал внимание. Звук был важнее всего. Скачать мануал на английском языке (653 Кб).

 

 

Драм-машина Alesis SR-16, 1990 г.

 

Эта драм-машина с 16-голосной полифонией, как и всё оборудование Alesis, соответствует высочайшему стандарту качества. Она воспроизводит натуральные звуки 233 ударных инструментов: 49 бочек, 59 малых барабанов, 19 хай-хэтов, 12 тарелок, 52 томов, 42 звуков перкуссии, из которых можно составлять пользовательские пресеты. Настраиваются следующие индивидуальные параметры: уровень громкости, высота тона, панорама, режим переключения (Multi: звук всегда воспроизводится до конца, Single: послезвучие обрывается при повторном нажатии на пэд, Group 1 и 2: прерывается послезвучие предыдущего инструмента группы), назначение на выходы (две пары стереовыходов, либо четыре группы независимых выходов на разъёмах TRS). 12 больших прорезиненных пэдов с 8 уровнями velocity и настраиваемой "жесткостью" позволяют добиться максимального ощущения живой игры, особенно заметной в режиме зацикленной записи паттерна. При подключении по MIDI в режиме Slave число уровней velocity увеличивается до стандартных 127. Паттерны записываются в реальном времени или в пошаговом режиме. Есть удобный внутренний секвенсер. Отключаемый квантайз позволяет соблюсти баланс между чётким ритмом и мелкими ошибками живого исполнения. Даже сейчас, спустя четверть века, Alesis SR-16 может составить конкуренцию аналогичному оборудованию в своём классе. Скачать мануал на русском языке (461 Кб).

 

 

Кассетная портастудия Fostex X-18H, 1993 г.

 

Развитие технологий аналоговой звукозаписи на определённом этапе привело к появлению нового класса устройств, - кассетных портастудий, очень популярных у музыкантов. Они представляли из себя комбинацию кассетного магнитофона и небольшого микшера, - такое сочетание оказалось очень удачным. Теперь можно было окончательно распрощаться с методом последовательного наложения звука. Появилась возможность записывать на одном устройстве инструменты на разные дорожки, переписывать или удалять неудачные места и партии целиком, скидывать несколько дорожек на одну, освобождая место для дальнейших записей. В отличии от обычных магнитофонов, в которых две стерео дорожки располагались на одной стороне кассеты, и ещё две на другой, здесь запись велась на все четыре дорожки в одном направлении. Кассету можно было перевернуть и слушать звук задом-наперёд. В модели Fostex X-18 использовались стандартные кассеты типа CrO2 со скоростью движения ленты 4,76 см/сек, и имелась неотключаемая система шумопонижения Dolby B. Была ещё модель Fostex X-18H (на фото) с удвоенной скоростью 9,53 см/сек и чуть лучшим звучанием. Недостаток всех аналоговых портастудий заключался в том, что после нескольких дублей в одном и том же месте плёнка начинала «сыпаться» и качество записи заметно падало. Несмотря на небольшое количество дорожек, отсутствие какой-либо обработки и скромные технические характеристики, эта модель обладала магией многоканального звука, дающей стимул для творчества. Для демо-записей она была незаменима. Скачать мануал на английском языке (807 Кб).

 

 

Alesis NanoCompressor, 1996 г.

 

Этот аналоговый компрессор-лимитер, вошедший в Nano-серию фирмы Alesis, является упрощённой версией весьма удачной модели 3630, вышедшей в 1991 году. Индивидуальная обработка трека с его помощью позволяет получить плотный, с хорошо различимыми нюансами звук в миксе. При использовании с гитарой и вокалом можно добиться большей выразительности с сохранением динамики. В конфигурации Sidechain есть возможность получения эффектов De-Essing (удаляет излишние шипящие и свистящие звуки вокала) и Ducking (когда басовый барабан управляет уровнем звука бас-гитары для слитного звучания ритм-секции). При мастеринге, подрезая пики или применяя небольшую компрессию, получаем выигрыш в громкости без перегрузки сигнала. В любом случае звук становится более профессиональным. Светодиодные индикаторы наглядно показывают уровни входного и выходного сигналов, а также уровень компрессии, что говорит о всей серьёзности этого маленького прибора. Компрессор, - необходимая вещь в арсенале музыканта. Сейчас его используют как одну из встроенных функций в музыкальном оборудовании, а в те времена он приобретался отдельно. Скачать мануал на английском языке (286 Кб).

 

 

Конденсаторные микрофоны Октава МКЭ-2, МКЭ-9 и AKG Perception 100

 

Начиная заниматься музыкой, я почти сразу понял, что для качественной записи вокала нужен обязательно конденсаторный микрофон. Динамические микрофоны я использовал лишь в самом начале, и больше никогда всерьёз их не рассматривал. Их конструкция создаёт завал в области 8-10 кГц и общую неравномерность АЧХ, из-за чего звук имеет характерную ненатуральную окраску. Сильно не вдаваясь в технические подробности, отмечу лишь, что конденсаторные микрофоны имеют почти гладкую АЧХ вплоть до 18-20 кГц, т.е. передают звук таким, каким слышит его наше ухо. Но они требуют дополнительного питания, будь то батарейка или внешнее фантомное напряжение 48 вольт. Все хорошие микрофоны обязательно имеют балансную схему подключения, что полностью исключает влияние электромагнитных помех на небольшую амплитуду сигнала микрофона.

 

 

 

Программное шумопонижение

 

С массовым распространением персональных компьютеров в начале 2000-х годов музыканты стали широко использовать программы для записи и обработки звука. Они позволяют делать демо-записи высокого качества за минимальные деньги, не ограничиваясь рамками студийного времени. Но у компьютерной записи звука есть свои особенности, о которых многие поначалу не подозревают. Вместо того, чтобы работать в привычной дружественной среде, приходится бесконечно изучать постоянно усложняющиеся интерфейсы новых программ. Не всякая звуковая карта позволяет подключить гитару, хороший микрофон, или другое музыкальное оборудование. Наконец, существует задержка звука, которая необходима центральному процессору для обработки аудиоданных. Всё это может начисто отбить желание заниматься творчеством. Но если грамотно использовать софт и не очень гнаться за техническим прогрессом, то можно получить интересные результаты. Вверху дан пример того, как с помощью программы Adobe Audition можно очистить звук электрогитары с сильным овердрайвом от фона переменного тока. Первая часть файла, - это необработанный звук, во второй части применён шумопонижающий фильтр на основе анализа спектра электромагнитных помех при отсутствии сигнала. В отличии от распространённого эффекта Noise Gate, где громкость по достижении минимального порогового значения просто падает до нуля, здесь программа вычитает спектр фона из спектра основного звука гитары. Реальный измеренный эффект шумопонижения составляет около 30 дБ, - такое вам не даст ни один аппаратный гитарный процессор!

 

 

 

Портастудия BOSS BR-600, 2005 г.

 

В 90-х годах цифровая запись звука была уделом профессионалов. Появление недорогой энергонезависимой флэш-памяти ознаменовало собой окончательный переход в цифровую эру в классе домашних портастудий. Эти устройства заменяют собой кучу музыкального оборудования хорошего качества. В отличии от сложных компьютерных программ для записи звука здесь всё интуитивно понятно и не требует специальных знаний. Цифровые технологии сводят к минимуму потерю качества при многократной перезаписи. BOSS BR-600 состоит из аналогового микшера, цифрового восьмитрекового рекордера и нескольких процессоров обработки звука. Треки 1-4 монофонические, 5/6 и 7/8, - две стереопары, трек RHYTHM воспроизводит секвенции встроенной драм-машины. Данные сохраняются на карте памяти Compact Flash объёмом до 1 Гб. На таком скромном по нынешним меркам объёме можно записать звук общей продолжительностью около десяти часов, этого вполне достаточно для одновременной работы над 10-15 многоканальными композициями. Каждый из 8 физических треков имеет по 8 виртуальных, на которых можно записывать разные варианты исполняемых партий, и при сведении выбрать из них лучший. Драм-машина имеет 12 динамических пэдов для живой игры и ввода данных в секвенсер. Помимо 9 зашитых наборов ударных можно создавать 5 пользовательских, загружая собственные сэмплы с карты памяти, при этом общее время звучания сэмплов одного набора не должно превышать 13 секунд. Есть множество эмуляторов гитарных усилителей, эффекты обработки вокала и мастеринга, основанные на фирменной технологии COSM (Composite Object Sound Modeling, - звуковое моделирование сложных объектов). Не очень удобен вызов параметров через меню, к которому нужно привыкать. Здесь используется свой собственный формат записи звука со сжатием, несовместимый со стандартными форматами. Для обмена аудиоданными с компьютером их нужно предварительно конвертировать при помощи специальной утилиты, что требует дополнительного времени. Скачать мануал на русском языке (8 Мб).

 

 

 

Цифровое фортепиано Roland HPi-50e и пример его звучания

 

Это фортепиано полностью меняет привычное представление о цифровых музыкальных инструментах с их холодным искусственным звуком. Всего имеется 350 тембров инструментов, но главное внимание уделено звуку большого концертного рояля Steinway. Здесь используется технология SuperNATURAL Piano, благодаря которой тембр извлекаемой ноты зависит от силы нажатия на клавишу. Молоточковая клавиатура имеет 16 384 уровня velocity, вместо традиционных для MIDI 127. Функция Piano Designer позволяет настраивать такие параметры, как высота поднятия крышки рояля, шум молоточков, отклик молоточков, резонанс при нажатии педали, двойной резонанс средних и высоких частот, обертоны при высокой динамике, резонанс струн на чугунной раме, резонанс при отпускании ноты, резонанс корпуса, поведение деки, шум педали. Правая педаль конструкции Progressive Damper Action точно управляет затуханием во время игры, её жёсткость и послезвучие зависят от степени нажатия. Есть 16-трековый секвенсер с записью в реальном времени и в пошаговом режиме. Скачать мануал на русском языке (53,5 Мб).

 

 

Гитарный усилитель VOX VT20+

 

Фирма VOX известна своими легендарными усилителями с чистым ламповым звуком, на которых играли The Shadows, The Beatles, Brian May, Tom Petty, и многие другие знаменитые музыканты. В этой модели, верной традициям английского звука, применена технология Valvetronix, суть которой заключается в следующем. Сигнал после предварительного усиления и преобразования в цифру обрабатывается моделирующим процессором, в котором воссоздаются аутентичные характеристики различных гитарных усилителей и эффектов. После преобразования снова в аналоговую форму сигнал поступает на двухтактный одноваттный усилитель мощности на лампе 12AX7, выход которого нагружен на согласующий трансформатор, включённый по схеме VariAmp. Она меняет коэффициент обратной связи в зависимости от реактивного сопротивления нагрузки, при этом выходной ток остаётся неизменным, сохраняя прозрачность и динамику звука, недоступную в транзисторных усилителях в силу нелинейности их характеристик. Такой принцип работы типичен для усилителей класса A, только здесь схема работает на малой мощности. Сформированный таким образом сигнал подаётся на обычный полупроводниковый усилитель мощности с низким выходным сопротивлением, который хорошо звучит с любой акустикой. Эта запатентованная в США технология, разработанная совместно с инженерами фирмы Korg, получила название Valve Reactor. Комбик воссоздаёт звучание 33 усилителей и 25 эффектов. Есть возможность сохранения любых настроек в 8 пользовательских пресетах, при этом положение ручек темброблока и глубина настройки эффектов также запоминаются. Скачать мануал на русском языке (1,5 Мб).

 

 

Гитарный процессор Line 6 POD X3 Desktop, 2007 г.

 

В мире моделирующих гитарных процессоров, как и в жизни вообще, есть фирмы, задающие общий тренд в развитии, а есть те, которые вечно хотят быть на них похожими. Одни видят цель и знают, как её достичь, вкладывая всю душу в создание своей продукции, другие слепо копируют технологии. Фирма Line 6 в этом смысле является эталоном качества. В POD X3 Desktop, наряду с программным моделированием электронных схем усиления, используется уникальная технология акустического моделирования звуковой среды A.I.R. Её аналогов вы больше нигде не найдёте, разве что у фирмы Roland есть нечто похожее. Алгоритмы работы этого процессора настолько совершенны, что даже подробное изучение видеообзоров на YouTube, на которых гитаристы, не обладающие культурой звука, стремятся выдать исключительно убийственный дисторшн, даёт о нём далеко не полное представление. Уникальность этой модели заключается ещё и в том, что в ней имеются десятки образцов усилителей для гитары, бас гитары, и преампы для микрофона, - отсюда X3 в названии. Около сотни эффектов перекрывают все мыслимые потребности пользователей. Жаль, что X3 Desktop давно снят с производства. Найти его на вторичном рынке в хорошем состоянии, - настоящая удача для энтузиастов звука. Все последующие модели были либо очень дороги и громоздки, либо не так универсальны. Основной его недостаток, - это ограниченная конфигурация эффектов. Только модуляционные эффекты могут быть расположены либо до, либо после усилителя. Позиция всех остальных эффектов в цепочке не подлежит изменению. Скачать мануал на русском языке (6,4 Мб), а также в качестве дополнения мануал на POD XT Pro на русском языке (3,1 Мб), где подробно описывается технология A.I.R. и основные принципы моделирования электронных схем усиления.