Yury Makarov's Website

   

 

Margarita Perkun-Bebeziche

1957-1981

Leading ballerina of "Moscow Classical Ballet" under  Natalia Kasatkina and Vladimir Vasilyov direction, the winner of IV International Ballet Competition in Moscow, 1981. You can watch Margarita's dance on the page Video.


 

June, 1981. IV International Ballet Competition in Moscow. The worldly-wise Bolshoi has blown up an applause. On a stage not high and harmonous girl, incredibly plastic and musical, with a phenomenal weightless jump. Among judges, - Yury Grigorovich, Galina Ulanova, Robert Joffrey, and many other outstanding persons of a choreographic art. In a hall is happened something extraordinary. The audience’s ovation for her lasted for twenty minutes. Margarita Perkun-Bebeziche wins not only a gold medal, but also love of many ballet art experts and amateurs. Before her the brilliant future opened...

In 1949 the young choreographer and art-producer George Perkun having returned in Moscow from creative business trip has brought several young talented girls from hungry post-war Albania. Among them was fifteen-year Melekhod Bebezai, or Milyusha Bebezichi as all named her.

 

Parents: G.Perkun and M.Bebezai

With dad

Birth certificate

 

She has been accepted in Ballet Academy where was started studying under M.Kozhukhova and G.Petrova. Gradually relations between Milyusha and George turned from only creative to romantic. Eventually they have got married. Their daughter Margarita was born on March, 17, 1957. She was the long-awaited child. It's necessary to tell that it was George Perkun's second marriage. From first marriage he had son Eduard who was the ballet dancer too. Later he worked in the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko theatre.

Approximately in one year after a birth of a daughter in 1958 Milyusha has been joined the Bolshoi. She became a character dancer. Due to the good externality, flexibility, plasticity and temperament she brightly acted a Mercedes in "Don Quixote", the Spanish dance in "Swan lake", the servant dance in "Romeo and Juliet" and Dancer with the snake in "Cinderella".

 

With mom

1958

Milyusha

Eduard Perkun

 

Margarita's parents worked too much. Father was engaged in circus production and missed in the endless business trips, mother danced on Bolshoi's stage. The girl was brought up basically by grandmother Anna Petrovna who under George Perkun's request specially for this purpose has moved from Pyatigorsk to Moscow. They lived in municipal apartment near "VDNH" underground station (Exhibition of Achievements of a National Economy of the USSR). Margarita grew in creative family and since the earliest childhood knew that is necessary to be devoted to art to the core, to work like a horse to achieve something in art. She realized that her own standard has been lifted very high.

 

1961

1963

In 1-st class

In Bolshoi Ballet Academy

 

In 1967 at the age of ten Margarita Perkun was accepted to the Bolshoi Ballet Academy near the "Frunzenskaya" station. There was almost as at usual school, only requirements to pupils are higher and special subjects study. She visited cinema with friends, read books, dreamed about the prince. All as at usual children. On lessons of classic the girl erased fingers of feet in blood, comprehending elements of a choreography. Gradually dance became part of her nature and meaning of the life. Father left the family when Margarita was four. At the age of ten she lost her mother to a blood disease. When Milyusha already were in hospital she said all the time that she else will return on a stage...

In Ballet Academy Margarita has met Valery Shaikevich which becomes her husband later. They studied in one class, but not at once they became for each other the most close people. Estimations of the young ballerina for the first quarter of 1970 (record from her diary): Russian 4, the literature 3, algebra 4, geometry 3, zoology 3, geography 3, chemistry 4, physics 4, a history 4, the French language 4, classics 3 +, typical national dance 4, breath 5, a piano 4, behaviour 5.

 

With Alla Mikhalchenko

With granny & Valery

With sister Ira

On stage

 

Upon termination of Ballet Academy on a stage of Bolshoi final performance "The Fairy tale of the priest and his worker Balde" in which Margarita acted with gipsy dance has been put. It was her debut on the most important stage of her life. After graduation Margarita was invited to the Bolshoi. Valery was distributed to the Paliashvili's Theatre of Opera and Ballet in Tbilisi. But young ballerina has declared that she should be with beloved. All persuasions were useless. There was even a quarrel with father. That's she!. Any other person on her place hardly would be solved on it. Together they went to work in Tbilisi for two years and got married there. There Margarita danced the leading sets.

After coming back to Moscow in 1978 Margarita Perkun has joined the "Moscow Classical Ballet" under the direction of Natalia Kasatkina and Vladimir Vasilyov as a leading ballerina. Ballet, - alive art which it's necessary to see. To tell about it is ungrateful thing. But on particles is difficulty to re-create an image of this remarkable ballerina and the unique person from not numerous photos and memoirs of contemporaries. There is a film "Holiday of Ballet " with some recordings of Margarita’s performances.

 

Coached by M.Kondratyeva

ID as a member of the "Moscow Classical Ballet" company

 

That Marina Kondratyeva, the National actress of the USSR whose many forces have put for becoming the young ballerina as the creative person and has opened many other talented dancers recollects.Her story is invaluable meaning that it is the story of the person well knowing Margarita from the professional side.

"...Heads of collective of N.Kasatkina and V.Vasilyov have noticed original talent of the young actress and have started to charge to her responsible parties. Margarita became a leading ballerina. During this period I have come to "Classical ballet" and began to work here as the teacher-tutor. Among my pupils there was also Margarita who at once has attracted attention the individuality, unusual serviceability, musicality. The actress had easiness and a phenomenal weightless jump, that I haven't seen in any other ballerinas. But she had demerits, and she understanding them could work many hours above itself. Margarita had strongly advanced feeling of style, truly seized the slightest nuances, is skilful to transfer the most thin shades of feelings in the gusty and liberated dance. She has achieved it not at once. I was the witness to how Margarita persistently worked, mastered those bases of our art which enable to get such dancing freedom. Therefore she turned out well as Sylphide where her nature and got freedom were organic for this image... "

 

Gayane

Eve

Fryghia

Sylphide

Juliet

 

"...The range of her roles is very wide, - continues the story Marina Kondratyeva: the Sylphide, Diana in a duet from "Esmeralda", Eve, Possessed One in "The Rite Of Spring". About Possessed One Natalia Kasatkina (with V.Vasilyov - authors of performance) spoke that Margarita has danced it unusually brightly, and with her it was very interesting to work. "During statement and rehearsals she actively participated in our search", - said the ballet master. Margarita's selflessness in work can be named really surprising. Each her performance is original opening, any role she executed was with spontaneous power inherent only in her.

Her roles has stable came in to repertoire of ensemble, and many dancers went behind her. Juliet was that. It Margarita's last role. I remember how for a long time and carefully the actress prepared for performance - there were no trifles for her: a detail of a suit, a hairdress, each gesture, a sight - all was thought over, many times discussed long before premiere. Me pleased that at the young ballerina, alongside with huge serviceability, the serious, thoughtful attitude to the affair has appeared. For this reason she has created a mature image, has felt and seized the line which has enabled her to throw in the interpretation the bridge from a cheerful spontaneity of the Juliet-girl to the tragedy filled with raised feeling of all-conquering love.

And the ballerina has decided to take part in IV International Ballet Competition in Moscow, - finishes the story the coach. Why? I think, this decision has been dictated by desire to sum up to persistent four-year work, to find out for itself whether her searches are correct. Performance at competition has brought to her huge creative satisfaction. The gold medal became the certificate of that she on a right way. Margarita has subdued judges and spectators big emotionality, artistry, perfection of workmanship."

 

R. Joffrey and G. Ulanova

Yury Grigorovich present Gold Medal

With father and sister

 

The Grand prix at competition have awarded Irek Mukhamedov. Among women in the senior age group the first premium, a rank of the winner and a Gold Medal have received Alla Artyushkina-Haniashvili and Margarita Perkun-Bebeziche who has taken to itself this creative pseudonym in honour of mother specially for competition. There was no do without intrigues is certainly. But it's not necessary to tell about it.

After the competition there was a tour of Peru with "Moscow Classical Ballet" and afterwards Margarita with her husband left for their holydays by the Sea of Azov. She was young, full of creative energy and in her twenty four years is already well-known. To be a long time without work was not in her rules. And Margarita hurried all the time Valery to return in Moscow. She wanted to dance. The tragedy happened one night of August, 6, 1981 on 223 kilometer of highway Moscow-Volgograd. The car VAZ-2102 driven by her husband Valery and in which was the young ballerina, has collided lorry ZIL-130 which in part has moved on a strip of counter movement. Valery has remained alive, the small poodle which was in the car too survived the crash. And Margarita was lost. Guilty have recognized the driver of lorry Bozhibin later. He was not managed with difficult road conditions.

 

Obituary in "Evening Moscow"

Grave of Milyusha and Margarita

 

It's a big grief to lose beloved people. But the pain is especially intolerable when died talented and young. Margarita Perkun-Bebeziche for short and very bright life has had time to achieve much. And who knows, what a wonderful career was in store for her if the tragedy didn't happen. We should not forget this name. It is pride of our ballet. The destiny constantly tested Margarita for durability. But she with honour has stood all tests, setting to us an example of selflessness and utter devotion to the affair. And we shall always remember and love her.

* * *

Сайт Юрия Макарова

   

 

Маргарита Перкун-Бебезичи

1957-1981

Балерина, солистка ансамбля "Классический балет" под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, лауреат IV Международного конкурса артистов балета в 1981 г. Посмотреть, как Маргарита танцует, можно на странице Видео.


 

Июнь 1981 года. IV Международный конкурс артистов балета. Видавший виды Большой театр взорвался овациями. На сцене невысокая стройная девушка, невероятно пластичная и музыкальная, с феноменальным невесомым прыжком. Среди членов жюри, -  Юрий Григорович, Галина Уланова, Роберт Джоффри, и многие другие выдающиеся деятели хореографического искусства. В зале творится невероятное. Балерину двадцать минут не отпускают со сцены. Маргарита Перкун-Бебезичи завоёвывает не только золотую медаль лауреата конкурса, но и любовь многих знатоков и ценителей балетного искусства. Перед ней открывалось блестящее будущее...

В 1949 году, молодой хореограф и режиссёр-постановщик Георгий Перкун, вернувшись в Москву из творческой командировки, привёз с собой из голодной послевоенной Албании несколько талантливых девушек. Среди них была пятнадцатилетняя Мелеход Бебезай, или Милюша Бебезичи, как её все называли.

 

Родители: Г. Перкун и М. Бебезай

С папой

Свидетельство о рождении

 

Она была принята в хореографическое училище, где занималась под руководством педагогов М. Кожуховой и Г. Петровой. Постепенно отношения между Милюшей и Георгием переросли из чисто творческих в романтические. Через несколько лет они поженились. 17 марта 1957 года у них родилась дочка, которую очень ждали. Назвали её Маргарита. Надо сказать, что это был второй брак Георгия Васильевича Перкун. От первого брака у него ещё был сын Эдик, который тоже был артистом балета и работал впоследствии в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Примерно через год после рождения дочки, в 1958 году Милюша была принята в балетную труппу Большого театра. Там она проявила себя как характерная танцовщица. Благодаря хорошим внешним данным, гибкости, пластичности и темпераменту, она ярко исполняла партию Мерседес в "Дон Кихоте", Испанский танец в "Лебедином озере", партию служанки в "Ромео и Джульетте" и Танцовщицы со змеёй в "Золушке".

 

С мамой

1958 г.

Милюша

Эдуард Перкун

 

Родители Маргариты очень много работали. Отец занимался цирковой режиссурой и пропадал в бесконечных командировках, мама танцевала на сцене Большого театра. Девочку воспитывала в основном бабушка Анна Петровна, которая по настоянию Георгия Васильевича специально для этого переехала из Пятигорска в Москву. Жили они в коммуналке на ВДНХ. Маргарита росла в творческой семье и с самого раннего детства знала, что надо быть преданным искусству до мозга костей, работать буквально на износ, чтобы чего-то достичь. Она видела, как высоко была поднята её собственная планка.

 

1961 г.

1963 г.

В 1-ом классе

В хореографическом училище

 

В 1967 году в возрасте десяти лет Маргарита Перкун поступила в Московское хореографическое училище, которое находилось недалеко от метро "Фрунзенская". В общем там было почти как в обычной школе, только требования к ученикам выше, плюс спецпредметы. Она ходила с подружками в кино, читала книги, мечтала о своём принце. Всё как у обычных детей. На занятиях классики девочка стирала в кровь пальцы ног, постигая азы хореографии. Постепенно танец становился её стихией и смыслом жизни. Когда Маргарите было четыре года, у папы была уже другая семья. В десять лет она потеряла маму, у которой врачи обнаружили болезнь крови. Когда Милюша уже лежала в больнице, то всё время повторяла, что ещё вернётся на сцену...

В училище Маргарита познакомилась с Валерой Шайкевичем, который позже станет её мужем. Они учились в одном классе, но не сразу стали друг для друга самыми близкими людьми. Вот оценки юной балерины за первую четверть 1970 года (запись из её дневника): русский язык 4, литература 3, алгебра 4, геометрия 3, зоология 3, география 3, химия 4, физика 4, история 4, французский язык 4, классика 3+, нархар (народный характерный танец) 4, дыхание 5, фортепиано 4, поведение 5.

 

С Аллой Михальченко

С бабушкой и Валерой

С сестрой Ирой

На сцене

 

По окончании хореографического училища на сцене Большого театра был поставлен выпускной спектакль "Сказка о попе и его работнике Балде", в котором Маргарита станцевала партию цыганки. Это было её первое выступление на самой главной в её жизни сцене. Маргариту распределили на работу в Большой театр, Валеру, - в Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили. Но она заявила, что должна быть со своим возлюбленным. Все уговоры были бесполезны. Произошла даже ссора с отцом. В этом она была вся. Любой другой человек на её месте вряд ли решился бы на такое. И молодые люди на два года уехали в Тбилиси. Там Маргарита танцевала ведущие партии. Там же состоялась и их свадьба, о которой их родственники узнали намного позже.

После возвращения в Москву, в 1978 году Маргарита Перкун поступила в Государственный концертный ансамбль "Классический балет" под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Балет, - искусство живое, его необходимо видеть. Рассказывать о нём дело неблагодарное. Но из немногочисленных фотографий и воспоминаний современников по крупицам с трудом удаётся воссоздать образ этой замечательной балерины и уникального человека. Есть документальный фильм "Праздник балета", в котором можно увидеть, как танцевала Маргарита.

 

С Мариной Кондратьевой

Удостоверение солистки ансамбля "Классический балет"

 

Вот что вспоминает Марина Кондратьева, Народная артистка СССР, которая много сил отдала для становления юной балерины как творческой личности, которая открыла для балета ещё много талантливых имён. Её рассказ бесценен в том плане, что это рассказ человека, близко знавшего Маргариту с профессиональной стороны.

"...Руководители коллектива Н. Касаткина и В. Василёв заметили оригинальное дарование молодой артистки и начали поручать ей ответственные партии. Маргарита стала ведущей солисткой труппы. В этот период я пришла в "Классический балет" и стала работать здесь как педагог-репетитор. Среди моих учеников оказалась и Маргарита, которая сразу обратила на себя внимание своей индивидуальностью, необыкновенной работоспособностью, музыкальностью. Артистка обладала лёгкостью и феноменальным невесомым прыжком, такого я не встречала ни у одной балерины. И тем не менее у неё были недостатки, и она, сознавая их, могла часами работать над собой. Маргарита имела сильно развитое чувство стиля, верно схватывала малейшие нюансы, умела передавать тончайшие оттенки чувств в порывистом, раскрепощённом танце. Добилась она этого не сразу. Я была свидетельницей того, как упорно работала Маргарита, осваивала те основы нашего искусства, которые дают возможность приобрести такую танцевальную свободу. Поэтому ей очень удалась Сильфида, где её природные данные и приобретённая свобода оказались органичными для этого образа..."

 

Гаянэ

Ева

"Спартак"

Сильфида

Джульетта

 

"...Диапазон её ролей огромен, - продолжает рассказ Марина Кондратьева, : Сильфида, Диана в дуэте из "Эсмеральды", Ева, Бесноватая в "Весне священной". О Бесноватой Наталия Касаткина (она и В. Василёв - авторы спектакля) говорила, что Маргарита станцевала её необыкновенно ярко, и что с ней было очень интересно работать. "Во время постановки и репетиций она активно участвовала в нашем поиске", - отмечала балетмейстер. Самоотдачу Маргариты в труде можно назвать поистине удивительной. Каждый её спектакль - своеобразное открытие, любую роль она исполняла с присущей только ей стихийной силой.

Партии, сделанные ею, прочно вошли в постановки ансамбля, и последующие исполнители в чём-то шли за ней. Так было и с Джульеттой. Она - последняя роль Маргариты. Я помню, как долго и тщательно артистка готовилась к выступлению - для неё здесь не было мелочей: деталь костюма, причёска, каждый жест, взгляд - всё продумывалось, много раз обсуждалось задолго до премьеры. Меня радовало, что у молодой балерины, наряду с огромной работоспособностью, появилось серьёзное, вдумчивое отношение к своему делу. Именно поэтому она создала зрелый образ, почувствовала и "ухватила" ту ниточку, которая дала ей возможность в своей интерпретации перекинуть мостик от жизнерадостной непосредственности Джульетты-девочки к трагедии, наполненной возвышенным чувством всепобеждающей любви.

И вот балерина решила принять участие в IV Международном конкурсе артистов балета в Москве, - заканчивает свой рассказ педагог. Почему? Я думаю, это решение было продиктовано желанием подвести итог упорной четырёхлетней работе, выяснить для самой себя, правильны ли её искания. Выступление на конкурсе принесло ей огромное творческое удовлетворение. Золотая медаль стала свидетельством того, что она - на правильном пути. Маргарита покорила членов жюри и зрителей огромной эмоциональностью, артистичностью, совершенством технического исполнения."

 

Р. Джоффри и Г. Уланова

Юрий Григорович вручает награду

С папой и сестрой

 

Гран-при на конкурсе присудили Иреку Мухамедову. Среди женщин в старшей возрастной группе первую премию, звание лауреата и золотую медаль получили Алла Артюшкина-Ханиашвили и Маргарита Перкун-Бебезичи, которая взяла себе этот творческий псевдоним в честь своей мамы специально для конкурса. Не обошлось, конечно же, без интриг. Но стоит ли об этом рассказывать?

Затем были гастроли в Перу вместе с ансамблем "Классический балет", после которых Маргарита с мужем уехала отдыхать на Азовское море. Она была молода, полна творческой энергии и в свои двадцать четыре года уже знаменита. Быть долгое время не у дел было не в её правилах. И Маргарита всё время торопила Валеру, чтобы поскорее вернуться в Москву. Она хотела танцевать. Трагедия произошла в ночь на 6 августа 1981 года на 223 км. шоссе Москва-Волгоград. Автомобиль ВАЗ-2102, в котором ехала молодая балерина и за рулём которого был её муж, столкнулся с грузовиком ЗИЛ-130, частично выехавшим на полосу встречного движения. Валера остался жив, не пострадал даже маленький пудель, который тоже был в машине. А Маргарита погибла. Виновным позже признали водителя грузовика, который не справился со сложной дорожной обстановкой.

 

Некролог в "Вечерней Москве"

Могила Милюши и Маргариты

 

Это большое горе, - терять любимых людей. Но утрата становится особенно тяжёлой, когда уходят талантливые и молодые. Маргарита Перкун-Бебезичи за свою короткую и очень яркую жизнь успела многого добиться. И кто знает, как бы она ещё блистала на сцене, если бы трагедии удалось избежать. Мы не должны забывать это имя. Это гордость нашего балета. Судьба постоянно испытывала Маргариту на прочность. Но она с честью выдержала все испытания, подавая нам пример самоотдачи и беззаветной преданности своему делу. И мы всегда будем помнить и любить её.

* * *