Сайт Юрия Макарова

   

 

Ирина Перкун

 

 

Училась в студии бального танца при Доме Учителя. Работала фотолаборантом в АПН, преподавателем танцев в Детском парке "Фестивальный", режиссёром во Дворце культуры ВОС. В 1991 году окончила Институт культуры. Занималась пластикой и пантомимой у В.Гнеушева, степом у В.Кирсанова. Имеет свои хореографические постановки. Автор либретто театрально-балетного спектакля "И мастерство, и вдохновение", посвящённого сестре балерине Маргарите Перкун-Бебезичи.


 

Эта история началась в 1957 году. Шестнадцатилетняя Ирина Малолетнева вместе со своим танцевальным коллективом при ДК им. Зуева принимала участие в многочисленных концертах на проходившем в то время в Москве Фестивале молодёжи и студентов. Это было замечательное время всеобщего подъёма и энтузиазма, когда послевоенное поколение вступало в жизнь после падения "железного занавеса". Девушка была влюблена в танец и хотела учиться. Но в то время ещё не было учебных заведений, где преподавали бы эстрадный танец. Эстрадное отделение при ГУЦЭИ появилось лишь в 1961 году. Через год она поступила на курсы Красного Креста, после чего некоторое время проработала няней в детском саду. Но желание заниматься искусством всё же победило. Ирина начала ходить в кружок хореографии при Доме Учителя. Её папа, Георгий Васильевич Малолетнев, работал токарем высшего разряда на авиационном заводе. Мама Мария Евстегнеевна была домохозяйкой. Бабушка по папиной линии, Анастасия Ивановна Малолетнева, была родной сестрой бабушки братьев Розум, - известной артистической династии. Георгий Васильевич приходился двоюродным братом певцу Александру Розуму. Внизу слева представлены портреты Марии Евстигнеевны и Георгия Васильевича Малолетневых. Они принадлежат кисти старшего из братьев Розум, - Анатолия, и написаны в 1939 году. Внизу справа, - портрет Ирины-младшей, написанный художником Глебом Фроловским.

 

Портреты бабушки и дедушки

Мама

Портрет Иры

 

В конце пятидесятых в Ереване начал создаваться танцевальный коллектив, в котором нашли воплощение многие современные тенденции и идеи в области эстрадного искусства того времени. В Москве, как ни странно, всё было гораздо консервативнее. Поэтому многие молодые люди, увлечённые танцем, мечтали попасть туда. Ирина была не исключением. Но родители были против поездки в Армению. И девушка устроилась работать в пошивочные мастерские при цирке на Цветном бульваре. Там часто бывали известные артисты. Однажды туда заглянул Георгий Перкун, который работал в цирке режиссёром-постановщиком. Он просто не мог не заметить симпатичную талантливую девушку. Они познакомились и подружились, а через некоторое время Ирина Малолетнева уже работала в кардебалете Союзгосцирка. Она принимала участие в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе", "Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки", и многих других. 15 декабря 1961 года Ирина и Георгий расписались. Это был третий брак Георгия Васильевича Перкун. Ровно через пять лет, день в день, у них родилась девочка, которую тоже назвали Ириной.

 

Мама на сцене Колонного зала (вторая слева)

15 декабря 1961 г.

Ирочки

 

Ирина росла на удивление послушным ребёнком, - слово папы для неё было всегда закон. Если её сажали рисовать и оставляли одну, то она могла так просидеть несколько часов подряд, ничем не выдавая своего присутствия. В детском саду ей поручали самые ответственные роли в спектаклях. Когда Ира играла роль Снегурочки в новогоднем представлении, у неё была температура под сорок. Всё действие строилось вокруг конфеты, которую надо было достать из-под ёлки в самом конце. Но Снегурочка, не долго думая, слопала конфету и вся перемазанная шоколадом продолжала невозмутимо играть свою роль, вопреки изумлению Деда Мороза, роль которого исполнял артист, приглашённый из Малого театра. С белой обувью было плохо, поэтому на обычные зимние сапожки ей надели белые гольфы. Ещё одним ярким детским впечатлением нашей героини было бегство от бегемота. Дело было в сочинском цирке. Как и все цирковые дети, Ира много времени проводила за кулисами. Однажды она как обычно играла, ничего не подозревая, когда мимо неё проходили бегемоты дрессировщика Степана Исаакяна. Неожиданно один из них бросился на девочку. Она еле успела запрыгнуть на стопку репетиционных матов. Показав, кто в доме хозяин, бегемот убежал в манеж на представление. Такое разве забудешь!

У них в доме почти каждый день были гости, что для артистической семьи явление обычное. Нередко они засиживались допоздна, когда девочка уже спала. Но иногда её будили, ставили на стул и просили прочитать стихотворение или спеть песню. Гости были в восторге. Но лучше всего у Иры получались танцевальные номера. В шестилетнем возрасте её приняли в подготовительный класс детской музыкальной школы №25 Сокольнического района. Папа взял напрокат фортепиано, которое было у них до самых выпускных экзаменов. Педагогом была Алла Александровна Виноградова. Иногда занятия вёл тогда ещё совсем молодой солист группы "Самоцветы" Олег Слепцов, которого дети уважительно называли Олег Минасович. Через несколько лет регулярных занятий девочка очень прилично играла Баха, Черни, Гайдна, Бетховена, Гречанинова, Прокофьева. Существует запись небольшого домашнего концерта, которую сделал папа в 1979 году. Послушать её можно на странице Музыка друзей. Надо сказать, что Георгий Васильевич, будучи очень добрым и любящим отцом, серьёзно относился к образованию своей дочери. И иногда режиссёр брал в нём верх надо всем остальным. Он шёл по улице позади Иры и следил за тем, чтобы она "держала спину", - с осанки начинается всё остальное. Он говорил: "Я не позволю тебе считать ворон", давая понять, что трудолюбие и стремление к успеху закладываются в человеке с самого раннего детства. Но в знак протеста Ира специально подходила к окну и начинала считать ворон.

 

1970 г.

В роли Снегурочки

Семейство в сборе

С папой

 

Папа хотел, чтобы Ирина стала переводчицей. В 1974 году она пошла в школу №33 на Большой Переяславской. Ряд предметов там преподавался на французском языке. Но девочка больше всего хотела танцевать. И надо сказать, у неё это неплохо получалось. В первом классе её попросили выступить на "Празднике Букваря". Ирина надела красивую юбку с розочкой, которую ей дала сестра Маргарита, на голове у неё был шёлковый платок. Она исполняла цыганский танец, а подружка Милана аккомпанировала на бубне. Ребята из соседних классов приходили посмотреть. Все уже знали, что Ирина хорошо танцует, поэтому в конце первого учебного года её пригласили на выпускной вечер старшеклассников. Сначала она прочитала стихотворение на французском, а затем начала танцевать. Выпускникам так понравилось, что её долго не хотели отпускать со сцены. Но время поджимало, - Ирина с родителями должна была ехать на юг и они уже опаздывали на поезд. В конце концов мама схватила девочку в охапку и они помчались на вокзал.

Несмотря на то, что Эдик, Маргарита и Ирина были от разных браков, они все очень хорошо между собой общались. Папа регулярно вывозил их на Чёрное море в Кабардинку. Там была база отдыха Союзгосцирка "Арена". Директор базы дружил с Георгием Васильевичем и иногда просил его выступить перед военными в местной воинской части. А раз в неделю специально для Ирины приглашался военный оркестр, и она танцевала для отдыхающих под модную музыку на волейбольной площадке.

Когда Ирине было восемь лет, Маргарита повела её показать в хореографическое училище. Но там сказали, что хотя данные хорошие, надо прийти через год. Туда принимали с десяти лет. Можно было записаться в подготовительную группу, но папа был против. Тем более, что для этого надо было бросить музыкальную школу. Поэтому Ирина занималась хореографией со своей сестрой.

 

"Праздник Букваря"

В Кабардинке

1976 г.

На сцене школы

 

Мама к тому времени уже ушла из цирка и работала в "Интуристе". Она была великолепной хозяйкой и шила для дочки красивые костюмы для выступлений. В старших классах Ирина устраивала дискотеки в школе. У неё были самые модные пластинки, которые папа привозил из заграничных командировок, а маме дарили в знак благодарности её клиенты. Однажды почтальон принёс папе телеграмму с соболезнованием в связи с его собственной смертью. Видимо, это была чья-то злая шутка или просто ошибка. Он очень долго смеялся, вспоминая этот случай. Это был неунывающий жизнерадостный человек. В доме его все любили. Он мог появиться просто так без повода на пороге соседской квартиры со стопкой водки и закуской на подносе. Если его приглашали в ЦДРИ, то он всегда приносил из местного ресторана неизменный пирог с яблоками. Когда Георгий Васильевич был уже на пенсии, он подрабатывал сторожем в одной организации. Как-то раз он пришёл домой и сообщил, что всю свою зарплату потратил на покраску стен у себя на работе. Это было в порядке вещей.

Летом 1981 года, когда четырнадцатилетняя Ирина отдыхала в пионерском лагере, пришла страшная весть о гибели в автокатастрофе сестры Маргариты. Все уже знали об этом, но ей сообщили самой последней. Это было первое серьёзное испытание в жизни девушки. Для папы это был страшный удар, который подорвал его здоровье. Он начал болеть, лежал дома парализованный. В феврале 1983 года Георгия Васильевича не стало.

 

Одноклассницы

Выпуск в музыкальной школе

Шестнадцатилетие

1984 г.

 

Подошла к концу счастливая пора детства, когда все вокруг любят и заботятся о тебе. Ирине надо было заканчивать школу и как-то определяться в жизни. Ей посоветовали поступить в студию бального танца при Доме учителя. Педагогом там была Ангелина Фёдоровна Дехтяренко. Ирина участвовала в конкурсах бальных танцев, ездила со своим коллективом в Горький, Ригу, много выступала в Москве. Она занималась пластикой и пантомимой с молодым тогда режиссёром Валентином Гнеушевым. Девушка впитывала в себя как губка всё новое и интересное. Ей нравились советские, латиноамериканские, европейские, бальные танцы.

После окончания школы Ирина Перкун хотела поступить в ГИТИС на эстрадное отделение к педагогу Сергею Каштеляну. Но в том году на режиссёрский факультет, куда девушка мечтала попасть, набора не было. Ей посоветовали поступить на отделение актёров музыкального театра. Но она отказалась, сославшись на то, что плохо поёт. Тогда Ирина устроилась в Агентство Печати "Новости" фотолаборантом, и чтобы не терять время, параллельно готовилась к поступлению в Институт культуры. Некоторое время участвовала в демонстрации одежды в Доме моды на Кузнецком мосту. После года работы в АПН она устроилась преподавать танцы в Детский парк "Фестивальный". Директором там был Виктор Николаевич Кононов, бывший классный руководитель Ирины. Ей тогда ещё не исполнилось восемнадцати лет, и по закону она не имела права работать с детьми. Но для неё сделали исключение. У Ирины было три группы по двадцать пять человек. Работа с детьми, - очень большая ответственность. Ребята очень любили свою преподавательницу, которая сама недавно была школьницей. А родители, видя как девушка буквально вкладывает душу в каждого ребёнка, часто дарили ей подарки в знак благодарности. И когда надо было поступать в институт и уходить с работы, - это была настоящая трагедия для всех.

 

1983 г.

Последний звонок

Венский вальс

Самба

В Доме моды

 

В 1986 году после успешной сдачи экзаменов Ирина поступила в Институт культуры на факультет "Организация и методика культурно-просветительной работы", в котором выбрала направление "Любительские объединения". Она мечтала после окончания института создать своё танцевальное любительское объединение. Учиться было очень интересно. Много было талантливых ребят. Перед началом лекций они всегда подходили к фортепиано и все вместе пели песни. На первом курсе Ирина, по просьбе руководства, собрала группу студентов и организовала выступление на Дне города. Они танцевали брейк в парке на открытой эстраде.

В конце первого курса всем студентам дали задание написать сценарий документальной композиции, основанный на реальных фактах из жизни. Ирина взяла тему о своей сестре Маргарите Перкун-Бебезичи, которая была балериной ансамбля "Классический балет". Так было написано либретто театрально-балетного спектакля "И мастерство, и вдохновенье", в основу которого легли дневники Маргариты и воспоминания о ней. Позже материал был показан Андрису Лиепе, который сказал, что постановка балета будет стоить безумных денег. Я читал этот сценарий и могу сказать, что он производит сильное впечатление. Ирина подошла к этому вопросу с голливудским размахом. Может быть когда-нибудь балет будет поставлен.

По окончании института в 1991 году Ирину распределили в Дом моды на Арбате. Но ей больше нравились эстрадные танцы, поэтому она опять пошла работать преподавателем танцев в Дом пионеров Ленинского района, который впоследствии был переименован в "Детский центр эстетического воспитания". Там работал её брат Эдуард Перкун, который раньше танцевал в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Её методика преподавания несколько отличалась от обычной. На занятиях у Ирины форма одежды была свободная, - кому в чём удобно. Всё начиналось с разминки, в которую включались элементы аэробики. Затем были занятия классическим танцем у станка. Далее изучались основные элементы бальных танцев и даже акробатические движения. За два часа занятий ученики успевали очень многое. В то время как общепринятый метод преподавания предполагал лишь проведение разминки и изучение бальных танцев. Ирина поставила перед собой цель, чтобы её ученики были в хорошей физической форме, знакомились с новыми элементами хореографии, да и вообще шире смотрели на искусство танца. Ребята приносили ей свои рисунки, сами придумывали костюмы. Атмосфера на занятиях была по-настоящему творческой. Но руководству это не понравилось, и Ирине дали понять, чтобы она искала другую работу. Некоторое время она работала секретарём в югославо-французской кондитерской фирме.

 

В АПН

1984 г.

1985 г.

С мамой, дядей и тётей

 

В 1994 году умерла мама, у которой было больное сердце. В двадцать семь лет Ирина осталась без родителей. Кроме тёти и брата Эдика у неё никого из близких родственников не было. Позже был короткий период работы режиссёром во дворце культуры Всероссийского общества слепых. Ира вела цикл концертов начинающих оперных певцов, - выпускников училищ и консерваторий. Все они были слабовидящими, но очень талантливыми. Приходилось ещё подрабатывать переводами технической литературы с французского.

Я познакомился с Ириной 1 января 2000 года. Случайно узнал номер её телефона, позвонил и поздравил с Новым годом. Это было заочное знакомство. Два дня мы общались только по телефону. Я работал тогда охранником в одной фирме и это было как раз моё дежурство. Мы часами рассказывали друг другу о себе, всё было очень романтично. Когда мы встретились, то помимо внешних данных, Ирина понравилась мне своей общительностью и интеллигентностью. Не могу сказать, что часто приходилось встречать людей с подобными качествами именно в таком сочетании. В ней чувствовался огромный нераскрытый потенциал. 27 апреля 2001 года мы расписались в Мещанском отделе ЗАГС г.Москвы.

 

2000 г.

В ЗАГСе

2005 г.

2009 г.

 

Когда Ирина рассказывала мне о своей семье и о себе, я понимал, что о людях, столько сделавших для искусства, нужно обязательно написать. Было ясно, что кроме меня этого никто уже никогда не сделает. Мне хотелось тем самым восстановить, так сказать, историческую справедливость. Мы привыкли к тому, что на экранах телевизоров всё время одни и те же лица. Но когда я заглядываю в энциклопедию, то поражаюсь тому, сколько талантов живёт среди нас, и сколько уже кануло в небытие. Если человек не в фаворе, то его как бы не существует. Об этом не принято говорить. Георгий Васильевич Перкун, Ирин папа, никогда не был тусовочным человеком. Его могли не выпускать за границу на гастроли за его крутой характер, не давать положенную по закону квартиру, часто он приходил с партсобраний очень уставший, - там разгорались нешуточные баталии. Но это всегда был настоящий профессионал, к голосу которого прислушивались, и человек с большой буквы.

Постепенно я начал собирать материалы. Так возникла идея создания этого сайта. В том, что всё это не пустая затея, я смог убедиться, когда на одном балетном форуме прочитал сообщение переводчика из Великобритании, который рассказывал о Маргарите Перкун, и в качестве первоисточника давал ссылку на мой сайт. И это притом, что весь материал у меня в то время был только на русском языке. Тогда я решил сделать ещё и английскую версию сайта и зарегистрировать его в англоязычных поисковых системах.

У нас с Ириной большие творческие планы. Она занимается преподавательской деятельностью, я пишу музыку. Как бы там ни было, но жизнь не стоит на месте. В искусстве постоянно появляется что-то новое. Но в этом водовороте событий мы всегда помним всё то хорошее, что заложили в нас наши родители. Эта нравственная точка отсчёта очень важна для нас. Люди должны знать историю своей культуры. И я счастлив, что внёс в это свой скромный вклад. Мы выражаем благодарность всем, кого заинтересовали материалы этого сайта.

* * *