Сайт Юрия Макарова

   

 

Георгий Васильевич Перкун

1916-1983

 

Цирковой режиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Центральное училище театрального искусства. Учился в студии сценического танца, работал танцовщиком и балетмейстером в ансамблях, главным балетмейстером в Молдавском музыкальном театре. В цирке с 1953 г. Поставил номера: Хазовых, Королёвых, Г.Торбеевой, аттракцион "Зубры и тигры" под руководством В.П.Тихонова, подготовил первую программу Казахского циркового коллектива, программы для гастролей в Югославии, Индии, Венгрии, Корее и др.


 

Очень непросто рассказывать о человеке, сделавшем для искусства столько, что одно лишь перечисление его заслуг заняло бы не одну страницу. Тем более что жизнь его скрыта за пеленой времени, которое не щадит никого. Сейчас его имя незаслуженно забыто, хотя оно есть в энциклопедии. Несмотря на это очень многие помнят и любят его. Человек необычайного обаяния, прекрасный цирковой режиссёр, балетмейстер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, он прожил большую и яркую жизнь, воспитал троих детей.

Родился Георгий Васильевич Перкун 31 декабря 1916 года в семье архитектора и домохозяйки. Хотя, как он сам говорил, дату рождения он придумал себе сам, т.к. документы были утеряны. В 1931 году в Благовещенске окончил семилетку. Его отец, Василий Филиппович, хотел, чтобы сын учился в архитектурном. Но Георгий тайком от родителей поступил в Москве в театральное училище на режиссёрский факультет по драме. Отец присылал деньги сыну в надежде, что тот учится на архитектора. А когда приехал к нему в Москву, то был большой скандал. По окончании училища Георгий Васильевич был принят по конкурсу в школу киноактёров студии "Мосфильм" на актёрский факультет по классу Народного артиста СССР М.М.Тарханова, где проучился два года. Одновременно учился в Школе сценического танца на исполнительском отделении.

 

Отец Василий Филиппович

С мамой Анной Петровной

Кинопробы, 1936 год

 

В ноябре 1937 года Г.В.Перкун был призван Москворецким райвоенкоматом на действительную военную службу и назначен в 38 Кавалерийский полк г. Минска, где прослужил всего два месяца. В январе 1938 года переведён в качестве артиста балета и балетмейстера в Красноармейский ансамбль песни и пляски Белорусского Военного Округа в Смоленске. С этим ансамблем он прослужил восемь лет.

Хочется рассказать об одном случае. Это было во время Великой Отечественной войны. Георгию Васильевичу был отдан приказ перевезти на машине раненых, стариков и детей из одной деревни в другую, т.к. вскоре должны были прийти немцы. Не проехав и полпути впереди он увидел вражескую засаду. Начался обстрел. На полном ходу он прорвался через немецкое заграждение, доставив людей целыми и невредимыми.

 

Г.В.Перкун в нижнем ряду первый справа (с собакой)

На одном из концертов

 

В январе 1946 года Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР Георгий Васильевич был командирован во вновь организованный Молдавский театр Оперы и Драмы в Кишинёве в качестве главного балетмейстера. Им была проведена большая творческая работа в области хореографии и изучения молдавского народного танца.. Впервые в истории развития молдавского искусства им были поставлены два балетных спектакля: "Барышня-крестьянка" Асафьева и "Мирандолина" Василенко. Являясь действительным членом Общества по распространению политических и научных знаний, Г.В. Перкун читал публичные лекции о развитии Советского балетного искусства.

По окончании командировки в Молдавию в январе 1949 года Георгий Васильевич был переведён в аппарат Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР на должность старшего инспектора Главного Управления Музыкальных театров отдела Оперы и балета.

В ноябре 1949 года Сталин посылает Г.В.Перкун в Народную Республику Албанию. На базе самодеятельности и талантливой молодёжи им был создан профессиональный ансамбль танца. Перед ним стояла задача гораздо шире, чем постановка только народных танцев. По сути это было созданием албанского национального балета. Главная, но далеко не единственная трудность заключалась в том, что родители в силу сложившихся обстоятельств запрещали девушкам работать в балете, т.к. этот вид искусства считался неприличным для албанской девушки. Условия проживания, особенно в самом начале, были просто ужасными. Об этом  в своей докладной записке советскому послу в Албании Д.С.Чувахину Георгий Васильевич писал 9 июня 1950 года. Однажды на него напали на улице и били кастетом по голове. Такова была плата за преодоление культурного невежества самобытным государством, очнувшемся от многовековой спячки.

 

"Бахчисарайский фонтан", 1951 год

"Эсмеральда", 1953 год

 

Албанский хореографический ансамбль под руководством Г.В.Перкун с концертом "Братство народов" впервые за всю историю Албании отправился в гастрольную поездку по странам соцлагеря, а позднее, - и в Советский Союз. Гастроли прошли с большим успехом. Каждодневные уроки классики, которые проводил Георгий Васильевич, легли в основу постановки балетного спектакля "Бахчисарайский фонтан", который шёл всегда при переполненных залах. Эта тема была близка албанскому народу, который много веков находился под игом турков. На основе фольклора, собранного в северных районах Албании, который не имел ничего общего с танцами южных и центральных районов, был поставлен большой концерт "Флаг мира". За эти работы участники совсем ещё молодого хореографического коллектива, дирижёр Мустафа Крантия, ассистент Г.В.Перкун Паласт Каночи и восемь исполнителей ансамбля были награждены орденами и медалями.

Позже был поставлен балет "Эсмеральда" по мотивам В.Гюго "Собор Парижской Богоматери", который также пользовался огромным успехом у публики. Энвер Ходжа лично дал большую оценку постановке этого балета. Георгий Васильевич особое внимание уделял передаче опыта ассистентам, которые могли бы заменить его после отъезда. Шесть человек из участников ансамбля были отправлены учиться в Москву в хореографическое училище Большого театра. На балетмейстерский факультет поехал учиться один из участников ансамбля Скендер Селими, хотя Г.В.Перкун был не вполне согласен с его кандидатурой. За три года работы в Албании им было поставлено также более 60 танцев, несмотря на сложный музыкальный и ритмический рисунок албанского народного танца.

В мае 1953 года, по возвращении из Албании, Георгий Васильевич Перкун был зачислен в штат Управления цирков в качестве режиссёра-постановщика. Так начался новый этап в его творческой жизни. Надо сказать, что благодаря своей богатой фантазии и колоссальной работоспособности, без работы он никогда не сидел. Это был один из немногих, если не единственный, режиссёр-постановщик, кто входил в клетку к хищникам.

 

Фрагмент фильма "Светлый путь"

С Людмилой Ивановной Ван-Зе-Вей

На репетиции

 

Долгие годы дружбы связывали Георгия Васильевича с Людмилой Ивановной Ван-Зе-Вей (девичья фамилия Шкодина) ещё со времён школы-студии киноактёра. В 1940 г. она сыграла роль учительницы в фильме Григория Александрова "Светлый путь" (в США фильм вышел под названием "Таня"). В 60-х годах вместе со своим мужем китайцем Александром Ван-Зе-Вей Людмила Ивановна принимала участие в акробатическом цирковом аттракционе, великолепно читала стихи Маяковского и Лермонтова. Иногда она брала такси, и вместе со своей собачкой Чапой за рубль добиралась с Подсосенского переулка до Проспекта Мира в гости к Георгию Васильевичу, где собирались друзья-артисты и царила бесшабашная атмосфера общения самых близких людей. Она воспитывала его маленькую дочку Иру, когда он и его жена были на гастролях, и которая называла её своей второй мамой.

В 1961 году в Ростове-на-Дону состоялась премьера циркового представления "Пароход идёт Анюта" в жанре комической пантомимы. Спектакль отличался крепкой, продуманной режиссурой. Все номера были связаны единым сюжетом. В представлении все артисты, - жонглёры, силовые акробаты - стали драматическими актёрами. В нём принимали участие: воздушные гимнасты Хазовы, эквилибристы с шестом В.Карсеев и А.Мареев, эквилибрист на проволоке В.Шконда, музыкальные эксцентрики Стампинские, акробаты Юрьевы, Дёмкины, танцор на руках В.Серебряков. Георгий Васильевич был в этом спектакле художественным руководителем. Представление было показано во многих городах более 1800 раз.

 

"Карнавал на Кубе"

"Пароход идёт Анюта"

"Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки"

 

Георгий Васильевич также принимал участие в аттракционах "Карнавал на Кубе" (1962), посвящённом кубинской революции, детском цирковом представлении "Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки", пантомиме для детей "Доктор Айболит" (1965), заглавную роль в котором исполнял дрессировщик Степан Исаакян, в цирковом спектакле "Коломбинетта" для Центральной студии телевидения.

В 1964 году состоялись гастроли советского циркового коллектива в Индии. Выступления проходили в шести городах и пользовались грандиозным успехом у неизбалованной индийской публики. И это несмотря на сорокаградусную жару. В Калькутте накануне приезда наших артистов были столкновения между индусами и мусульманами на религиозной почве. Отголоски этой борьбы чувствовались даже на цирковом представлении, поскольку мусульмане и индусы сидели вместе, заполнив гигантский амфитеатр. Враждующие стороны обменивались недружелюбными взглядами. Но постепенно во время представления лёд недоверия начал таять, и люди просто улыбались, аплодировали, соседи обменивались впечатлениями.

На концерте в Бомбее в зале присутствовал известный киноактёр Радж Капур, который был в восторге от выступления наших артистов. Говорят, что он даже пытался сватать одну из своих дочерей за Георгия Васильевича.

 

В студии индийского радио

С Раджем Капуром

 

В поездке по Индии принимали участие: акробаты-вольтижёры Маленкины, эксцентрики в воздухе Дашевские, эквилибристка на пьедестале Н. Носкова, партерные гимнасты Козионовы, дрессировщица собак Е.Шкунова, музыкальные эксцентрики Л.Бурдов и Г.Занько, акробаты с першами Авдеевы, антиподисты Микитюк, дрессировщик тигров Народный артист РСФСР А.Александров-Федотов, художественно-акробатическая группа Загвоздкиных, жонглёр на лошади В.Кошкин, воздушная гимнастка Э.Козлова, жонглёры с цветами Ларионовы, акробаты-прыгуны Аболонские, дрессировщик медведей Л.Безано, ковёрный Б.Вяткин, режиссёр-постановщик Г.В.Перкун.

Георгий Васильевич очень любил фотографировать. В 1962 году он окончил Всесоюзный Заочный лекторий по журналистике и фоторепортажу. Публиковался в журнале "Советский цирк".

 

Свидетельство об окончании лектория

Фотоэтюд Г.В.Перкун из журнала "Советский цирк"

 

Немало сил приложил Георгий Васильевич для создания Казахского циркового коллектива. В основной состав труппы входили выпускники Алма-Атинской эстрадно-цирковой студии. Премьера состоялась в 1970 году в Саратовском цирке. Сценарий был написан большим другом Георгия Васильевича поэтом Юрием Благовым. Конно-наезднические номера, решённые в национальном стиле, - "Табунщики-джигиты", "Конная сюита", "Кзыл-Куу" и "Высшая школа верховой езды", были подготовлены Г. Токаревым и А. Соколовым. Среди других номеров были "Байконур" (акробаты на подкидных досках), табун "Караван" (смешанная группа дрессированных животных: верблюды, козероги, волк, медведь, пони). Ковёрные клоуны, - А.Альмажанов, А.Нисаров.

 

Эскизы костюмов для циркового представления, 1968 год

 

Сотрудничество Г.В.Перкун с цирковой династией дрессировщиков Тихоновых, - это тема отдельного рассказа. Совместно они создали несколько цирковых программ с животными: "Карнавал на Кубе" (1962), "Зубры и тигры" (1966), "Полосатые звёзды арены" (1975), "Мир животных - мир друзей" (1977).

Виктор Петрович Тихонов был лучшим другом Георгия Васильевича. Он родился в 1917 году и с восьми лет выступал с отцом в балаганах и небольших цирках. Был акробатом, стрелком. Наибольших результатов достиг в жанре дрессировки. Некоторое время был ассистентом Кио. Однажды, будучи на гастролях в каком-то городе, он позвонил в Москву Георгию Васильевичу, который лежал дома со сломанной ногой. Он сказал, что все билеты уже проданы, но премьера не состоится, если тот не приедет. И он приехал. Дальше на репетиции произошло следующее. Обрушились декорации и Виктор Петрович упал. У него на голове была ссадина. Тигры, почуяв неладное, готовы были наброситься на него. Георгий Васильевич, который был в это время в зале, крикнул ассистентам, чтобы те спасали дрессировщика. Тигров начали поливать водой. В общем, всё обошлось.

 

Г.В.Перкун и В.П.Тихонов

Лариса Тихонова

 

В семье Тихоновых жил огромный дог, с которым связан один забавный эпизод. Ему давали хозяйственную сумку, в которой были деньги и список, и отправляли одного в магазин за продуктами. Продавцы уже знали его и обслуживали как постоянного покупателя. Вот это дрессировка!

В 1963 году Георгия Васильевича попросили посмотреть номер румынской дрессировщицы Лидии Жига и дать ему оценку. Режиссёр, побывав на репетиции, вынес свой вердикт: аттракцион нельзя выпускать! Женщина работала только с одним животным, поворачиваясь к остальным спиной и оставляя их вне поля зрения. Этого нельзя делать ни в коем случае. Но такой резкой оценки никто не ожидал. К его голосу не прислушались и аттракцион выпустили. На то нашлись свои причины. Вскоре на одном из представлений произошёл несчастный случай из-за нападения хищников, и дрессировщица погибла...

В аттракционе "Зубры и тигры", премьера которого состоялась в Ярославском цирке в 1966 году, участвовали 7 зубров, 6 тигров, гепард, собаки-боксёры и болонка. В дальнейшем в состав была введена лошадь с всадником-гепардом, которая брала траву из пасти тигра. Аттракцион явился крупным достижением в искусстве дрессировки.

 

Аттракцион "Зубры и тигры"

 

Среди артистов, которым Георгий Васильевич Перкун ставил номера или просто помог хорошим советом, были дрессировщики Виталий Тихонов (сын Виктора Петровича Тихонова), Алексей Соколов, Роман Беллей и Юрий Куклачёв, клоун Анатолий Марчевский, актриса Наталья Варлей, воздушные гимнасты Хазовы, акробаты Голядзе. Композитор Валентин Белинский был в очень дружеских отношениях с Георгием Васильевичем. Их связывали долгие годы настоящей мужской дружбы. Режиссёром были подготовлены программы для гастролей в Югославии, Венгрии, Северной Корее, Индии, Чехословакии, Монголии, Румынии, Болгарии.

 

Виталий Тихонов

Алексей Соколов

Анатолий Марчевский

Роман Беллей

 

В последние годы Георгий Васильевич Перкун работал главным режиссёром в цирке на Проспекте Вернадского. К нему шли за советом и поддержкой. Он всегда и для всех находил время. В его квартире почти каждый день были молодые артисты. Кто-то приходил показать свой новый сценарий, кто-то просил консультации по поводу неудавшегося трюка. И опытный режиссёр-постановщик помогал, старался сделать всё для тех, кто только начинает. Его жизнь, - это яркий пример того, как человек добивается поставленной цели и остаётся верным своему выбору, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. А ведь он жил в очень непростое время. Георгий Васильевич умел дарить людям радость жизни и оптимизм. И люди отвечали ему любовью и благодарностью.

* * *