Yury Makarov's Website

   

 

George Perkun

1916-1983

 

The circus producer, the Merit Artist of Russian Federation. Has ended the Central school of a theatrical art. Studied in studio of scenic dance, worked as the dancer and the ballet-master in ensembles, the main ballet master at the Moldavian musical theatre. In a circus since 1953. Has put numbers: Khazovs, Korolevs, G. Torbeeva, the attraction "Bisons and tigers" under V.P. Tikhonov's management, has prepared the first program of the Kazakh circus collective, the program for performances in Yugoslavia, India, Hungary, Korea, etc.


 

It's very difficult to tell about the person so much made for art, that only one transfer of his merits would borrow not one page. As his life is latent behind a veil of time which does not spare anybody. Now it person is unmerited forgotten, though it's in the encyclopedia. Despite of it many people remember and love him. The person of extraordinary charm, the fine circus producer, the ballet-master, the Honored worker of arts of Russia, he has lived the big and bright life, has brought up three children.

George Vasilievich Perkun on December, 31, 1916 in family of the architect and the housewife was born. Though, as he spoke he invented the date of own birth because documents have been lost. In 1931 in Blagoveshchensk he has left seven-year school. His father Vasily Filippovich wanted to studied his son in architectural university. But George secretly from parents has acted in Moscow in theatrical school on director's faculty of a drama. Father sent money to George that he studied as the architect. And when he has arrived to the son to Moscow, the big scandal was. Upon termination of school George Perkun has been accepted by competition in school of film actors of studio "Mosfilm" on actor's faculty on a class of the National actor of the USSR M.M.Tarkhanov where has studied two years. Simultaneously he went to school scenic dance on performing branch.

 

Father Vasily Filippovich

With mother Anna Petrovna

Film-tests, 1936

 

In November, 1937 G.V.Perkun has been called up Moskvoretsky regional military commissariat on active military service and appointed in 38 cavalry shelfs of Minsk where has served only two months. In January, 1938 he is directed as the ballet dancer and the ballet-master in Red army ensemble of songs and dancings of the Byelorussian Military District in Smolensk. With this ensemble he has served eight years.

It would be desirable to tell about one incident. It was during the world war two. To George Vasilievich have ordered to transport by the machine the wounded, old men and children from one village in another because soon there should come germans. Not having passed halfway he's seen an enemy ambush ahead. Began bombardment. He's broken through a german obstacle on full speed, having delivered people the whole and safe.

 

G.V. Perkun in the bottom line the first on the right

One of concerts

 

In January, 1946 on affairs of arts at Council of Ministers of the USSR George Vasilievich has been sent on business by Committee to again organized Moldavian theatre of the Opera and the Drama in Kishinev as the main ballet-master. He had been carried out the big creative work in the field of a choreography and studying of the Moldavian national dance. For the first time in a history of development of the Moldavian art he had been put two ballet performances: "Young lady - peasant-woman" by Asafiev and "Mirandolina" by Vasilenko. Being the full member of the Society on distribution of political and scientific knowledge, G.V.Perkun read public lectures on development of the Soviet ballet art.

Upon termination of business trip to Moldova in January, 1949 George Perkun has been transferred in the staff of Committee on affairs of arts at Council of Ministers of the USSR to a post of the senior inspector of Central administrative board of Musical theatres of a department of the Opera and ballet.

In November, 1949 Stalin sends G.V.Perkun in National Republic Albania. On the basis of amateur performance and talented youth he had been created professional ensemble of dance. There was a task much more widely, than statement only national dances. As a matter of fact it was creation of the Albanian national ballet. Main, but not unique difficulty consist that parents by virtue of developed circumstances forbade to girls to work in ballet since this kind of art was considered indecent for the albanian girl. Conditions of residing in the beginning were very awful. George Vasilievich wrote about it in the report to the Soviet ambassador in Albania D.S.Chuvakhin on June, 9, 1950. Once he was beaten by hooligans in the street. The payment for overcoming cultural ignorance by the original state which have regained consciousness from centuries-old hibernation was those.

 

"The Bakhchsarai fountain", 1951

"Esmeralda", 1953

 

The albanian choreographic ensemble under G.V.Perkun's management with a concert "The Brotherhood of peoples" for the first time for all history of Albania has gone to tour on the socialist countries, and later to Soviet Union. The tour have passed with the big success. Everyday lessons of classics which were carried out by George Vasilievich, have underlain statement of ballet performance "The Bakhchsarai fountain" which went always at the overflown halls. This theme was well familiar to Albanian people which many centuries were under a yoke of turks. On the basis of the folklore collected in northern areas of Albania which were very unlike dances of southern and central areas, the big concert "The Flag of the world " has been put. For these works the participants absolutely young choreographic collective, conductor Mustafa Krantia, George Perkun's assistant Palast Kanochi and eight dancers of ensemble have been awarded with awards and medals.

Later ballet "Esmeralda" on V.Hugo's motives "The Hunchback of Notre Dame" which also used tremendous success at public has been produced. Enver Hoxha has personally stated the big estimation to production of this ballet. George Vasilievich gave special attention to transfer of experience to assistants who could replace him after departure. Six person from participants of ensemble have been sent to study to Moscow in choreographic school of Bolshoi. One of ensemble dancers Scandor Selimy has gone to study on ballet master faculty in spite of George Perkun's disagreement. For three years of work in Albania has been put also more than 60 dances, despite of difficult musical and rhythmic figure of the albanian national dance.

In May, 1953, after returning from Albania, George Perkun has been enlisted in staff of Management of circuses as the circus producer. So began a new stage in his career. It's necessary to tell that due to the rich imagination and enormous serviceability he never was without work. It was one of the few unique circus producers who entered into a cage to predators.

 

"The Bright Way" ("Tanya")

With Lyudmila Ivanovna Van-Ze-Vei

On rehearsal

 

Long years of friendship tied George Vasilievich and Lyudmila Ivanovna Van-Ze-Vei (maiden name Shkodina) ever since the school-studio movie actor. In 1940, she played the role of the teacher in Gregory Alexandrov's film "The Bright Way" ("Tanya" USA release). In the sixties with her husband, Alexander Van-Ze-Vei, Lyudmila Ivanovna  participated in an acrobatic circus attractions, beautifully read Mayakovsky and Lermontov. Sometimes she took a taxi for one rouble, and along with her dog Chappy traveled with Podsosenskiy Alley to Prospect Mira to visit George Vasilievich, where friends gathered artists and carefree atmosphere prevailed contact the closest people. She was brought up by his little daughter Ira, when he and his wife were on tour, and who called her his second mother.

In 1961 in Rostov-On-Don has taken place premiere of circus show "There is a steamship Anyuta" in a genre of a comic pantomime. Performance differed the strong, thought over direction. All pieces in show have been connected by one topic. In representation all actors, - jugglers, force acrobats - became drama actors. In it took part: air gymnasts Khazovs, pole equilibrists V.Karseev and A.Mareev, tight-rope equilibrist V.Shkonda, musical clowns Stampinsky, acrobats Yurievs, Demkins, the dancer on hands V.Serebryakov. George Perkun was in this performance by the art director. The show has been shown in many cities more than 1800 times.

 

"The Carnival on Cuba"

"There is a steamship Anyuta"

"New Year's adventures of Santa Claus and Snow Maiden"

 

George Perkun also took part in shows "The Carnival on Cuba" (1962) devoted to the Cuban revolution, children's circus performance "New Year's adventures of Santa Claus and the Snow Maiden", a pantomime for children "Doctor Aibolit" (1965), the title role in which was executed by ringmaster Stepan Isaakian, in circus performance "Colombinetta" for the Central studio of TV.

In 1964 the trip of the Soviet circus collective have taken place in India. The shows passed in six cities and had grandiose success at not spoilt indian public. And it despite of forty-degree heat. In Calcutta before arrival of our actors there were collisions between hindus and moslems on religious ground. Echoes of this struggle were felt even on circus performance as moslems and hindus sat together, having filled in a huge amphitheater. The conflicting sides exchanged unfriendly sights. But gradually during performance ice of mistrust started to thaw, and people simply smiled, applauded, neighbours exchanged impressions.

In a hall at a concert in Bombay there was known film actor Raj Kapoor which was delighted with performance of our actors. They said that he even tried to marry one of his daughters to George Perkun.

 

George Perkun in studio of the Indian radio

With Raj Kapoor

 

In trip across India took part: acrobats-voltigers the Malenkins, eccentric clowns in air the Dashevskys, balance on bricks & on pedestal N.Noskova, pit gymnasts the Kozionovs, E.Shkunova's performing parrots and poodles, musical clowns L.Burdov and G.Zanko, balancing on poles the Avdeevs, antipodists the Mikitjuks, the National actor of Russia A.Aleksandrov-Fedotov's performing tigers, art-acrobatic group the Zagvozdkins, the juggler on a horse V.Koshkin, air gymnast E.Kozlova, jugglers with flowers the Larionovs, acrobats-jumpers the Ablonskies, L.Bezano's performing bears, carpet clown B.Vyatkin, producer-director George Perkun.

George Vasilievich very much liked to photograph. In 1962 he has ended the All-Union In absentia lecture hall on journalism and the picture story. It was published in magazine "Soviet circus".

 

The certificate about ending of a lecture hall

George Perkun's photoetude from magazine "Soviet circus"

 

Many forces were applied by George Perkun for creation of the Kazakh circus collective. The basic structure of troupe included graduates of the Alma-Ati variety-circus studio. Premiere has taken place in 1970 in the Saratov circus. The script has been written by poet Yuri Blagov which was a big friend of George Vasilievich. Circus rider numbers executed in national style, - "Herd-Dzhigits", " The Horse suite ", "Kzyl-Kuu" and " The Higher school of riding " have been prepared by G.Tokarev and A.Sokolov. Among other items were "Baikonur" (acrobats on springboards), herd "Caravan" (the mixed group of performing animals: camels, capricorns, the wolf, a bear, the pony).Carpet clowns, - A.Almazhanov, A.Nisarov.

 

Drawings of dresses for circus show, 1968

 

George Perkun's cooperation with a circus dynasty of predators' trainers Tikhonovs is a theme of the separate story. Together they have created a few circus programs with animals: "The Carnival on Cuba" (1962), "Bisons and tigers" (1966), "Striped stars of arena" (1975), "The world of animals - the world of friends " (1977).

Victor Petrovich Tikhonov was the best friend of George Perkun. He was born in 1917 and since eight years acted with the father in show-booth and small circuses. Was the acrobat, shooter. The greatest results has achieved in a genre of training. Some time he was Kio's assistant. Once, being on tour in any city, he has called to Moscow to George Vasilievich which houses with the broken foot were. He has told, that all tickets are already sold, but premiere will not take place, if his friend will not arrive. And George has arrived. Further on rehearsal there was a following. Scenery have collapsed and Victor Tikhonov has fallen. He had wound on a head. Tigers having smelt a rat were ready to be thrown over him. George Vasilievich was at this time in a hall and has shouted to assistants that those started to the rescue the trainer. Tigers have started to water. All has ended well.

 

G.V. Perkun and V.P.Tikhonov

Larisa Tikhonova

 

In Tikhonov's family lived a big mastiff to whom one amusing episode is connected. To him gave a shopping bag with money and the list and sent in shop to buy foods. Sellers already knew him as the steady customer and served as usually. It is training!

In 1963 George Perkun have been asked to look item of romanian trainer-woman Lydia Zhiga and to state it an estimation. He having visited on rehearsal and has taken out the verdict: the item cannot be released! Woman worked only with one animal, turning to the rests a back and leaving them outside of a field of vision. It's very dangerously to do. But nobody expected such sharp estimation. They have not interested to its opinion and item have been released. The reasons were found. Soon there was an accident because of an attack of predators and woman was lost...

In an attraction "Bisons And Tigers" which premiere has taken place in the Yaroslavl circus in 1966, participated 7 bisons, 6 tigers, a cheetah, boxer dogs and a lap dog. Further the horse has been entered into structure with a horseman-cheetah which took a grass from a mouth of a tiger. The attraction was large achievement in art of training.

 

Attraction "Bisons And Tigers"

 

Among actors whom George Perkun produced items or has simply helped good advice there were trainers Vitaly Tikhonov (V.P.Tihonov's son), Alexey Sokolov, Roman Belley and Yuri Kuklachyov, clown Anatoly Marchevsky, an actress Natalia Varley, air gymnasts Khazovs, acrobats Golyadze. Composer Valentine Belinsky was in very friendly relations with George Vasilievich. They were connected with many years of the great friendship. George Perkun had been produced programs for performances in Yugoslavia, Hungary, Northern Korea, India, Czechoslovakia, Mongolia, Romania, Bulgaria.

 

Vitaly Tikhonov

Alexey Sokolov

Anatoly Marchevsky

Roman Belley

 

Last years George Perkun worked as the general producer in a circus on Vernadsky avenue. People went to him to get an opinion and support. He always found time for everyone. In his apartment almost every day there were young actors. Someone came to show the new script, someone asked consultation concerning unsuccessful a trick. And the skilled producer helped, tried to make all for those who only starts. His life is a vivid example of how the person achieves his intention and remains faithful to the choice, in spite of any external circumstances. And in fact he lived during very hard times. George Perkun is skilful to give people pleasure of life and optimism. And people answered to him with love and gratitude.

* * *

Сайт Юрия Макарова

   

 

Георгий Васильевич Перкун

1916-1983

 

Цирковой режиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Центральное училище театрального искусства. Учился в студии сценического танца, работал танцовщиком и балетмейстером в ансамблях, главным балетмейстером в Молдавском музыкальном театре. В цирке с 1953 г. Поставил номера: Хазовых, Королёвых, Г.Торбеевой, аттракцион "Зубры и тигры" под руководством В.П.Тихонова, подготовил первую программу Казахского циркового коллектива, программы для гастролей в Югославии, Индии, Венгрии, Корее и др.


 

Очень непросто рассказывать о человеке, сделавшем для искусства столько, что одно лишь перечисление его заслуг заняло бы не одну страницу. Тем более что жизнь его скрыта за пеленой времени, которое не щадит никого. Сейчас его имя незаслуженно забыто, хотя оно есть в энциклопедии. Несмотря на это очень многие помнят и любят его. Человек необычайного обаяния, прекрасный цирковой режиссёр, балетмейстер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, он прожил большую и яркую жизнь, воспитал троих детей.

Родился Георгий Васильевич Перкун 31 декабря 1916 года в семье архитектора и домохозяйки. Хотя, как он сам говорил, дату рождения он придумал себе сам, т.к. документы были утеряны. В 1931 году в Благовещенске окончил семилетку. Его отец, Василий Филиппович, хотел, чтобы сын учился в архитектурном. Но Георгий тайком от родителей поступил в Москве в театральное училище на режиссёрский факультет по драме. Отец присылал деньги сыну в надежде, что тот учится на архитектора. А когда приехал к нему в Москву, то был большой скандал. По окончании училища Георгий Васильевич был принят по конкурсу в школу киноактёров студии "Мосфильм" на актёрский факультет по классу Народного артиста СССР М.М.Тарханова, где проучился два года. Одновременно учился в Школе сценического танца на исполнительском отделении.

 

Отец Василий Филиппович

С мамой Анной Петровной

Кинопробы, 1936 год

 

В ноябре 1937 года Г.В.Перкун был призван Москворецким райвоенкоматом на действительную военную службу и назначен в 38 Кавалерийский полк г. Минска, где прослужил всего два месяца. В январе 1938 года переведён в качестве артиста балета и балетмейстера в Красноармейский ансамбль песни и пляски Белорусского Военного Округа в Смоленске. С этим ансамблем он прослужил восемь лет.

Хочется рассказать об одном случае. Это было во время Великой Отечественной войны. Георгию Васильевичу был отдан приказ перевезти на машине раненых, стариков и детей из одной деревни в другую, т.к. вскоре должны были прийти немцы. Не проехав и полпути впереди он увидел вражескую засаду. Начался обстрел. На полном ходу он прорвался через немецкое заграждение, доставив людей целыми и невредимыми.

 

Г.В.Перкун в нижнем ряду первый справа (с собакой)

На одном из концертов

 

В январе 1946 года Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР Георгий Васильевич был командирован во вновь организованный Молдавский театр Оперы и Драмы в Кишинёве в качестве главного балетмейстера. Им была проведена большая творческая работа в области хореографии и изучения молдавского народного танца.. Впервые в истории развития молдавского искусства им были поставлены два балетных спектакля: "Барышня-крестьянка" Асафьева и "Мирандолина" Василенко. Являясь действительным членом Общества по распространению политических и научных знаний, Г.В. Перкун читал публичные лекции о развитии Советского балетного искусства.

По окончании командировки в Молдавию в январе 1949 года Георгий Васильевич был переведён в аппарат Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР на должность старшего инспектора Главного Управления Музыкальных театров отдела Оперы и балета.

В ноябре 1949 года Сталин посылает Г.В.Перкун в Народную Республику Албанию. На базе самодеятельности и талантливой молодёжи им был создан профессиональный ансамбль танца. Перед ним стояла задача гораздо шире, чем постановка только народных танцев. По сути это было созданием албанского национального балета. Главная, но далеко не единственная трудность заключалась в том, что родители в силу сложившихся обстоятельств запрещали девушкам работать в балете, т.к. этот вид искусства считался неприличным для албанской девушки. Условия проживания, особенно в самом начале, были просто ужасными. Об этом  в своей докладной записке советскому послу в Албании Д.С.Чувахину Георгий Васильевич писал 9 июня 1950 года. Однажды на него напали на улице и били кастетом по голове. Такова была плата за преодоление культурного невежества самобытным государством, очнувшемся от многовековой спячки.

 

"Бахчисарайский фонтан", 1951 год

"Эсмеральда", 1953 год

 

Албанский хореографический ансамбль под руководством Г.В.Перкун с концертом "Братство народов" впервые за всю историю Албании отправился в гастрольную поездку по странам соцлагеря, а позднее, - и в Советский Союз. Гастроли прошли с большим успехом. Каждодневные уроки классики, которые проводил Георгий Васильевич, легли в основу постановки балетного спектакля "Бахчисарайский фонтан", который шёл всегда при переполненных залах. Эта тема была близка албанскому народу, который много веков находился под игом турков. На основе фольклора, собранного в северных районах Албании, который не имел ничего общего с танцами южных и центральных районов, был поставлен большой концерт "Флаг мира". За эти работы участники совсем ещё молодого хореографического коллектива, дирижёр Мустафа Крантия, ассистент Г.В.Перкун Паласт Каночи и восемь исполнителей ансамбля были награждены орденами и медалями.

Позже был поставлен балет "Эсмеральда" по мотивам В.Гюго "Собор Парижской Богоматери", который также пользовался огромным успехом у публики. Энвер Ходжа лично дал большую оценку постановке этого балета. Георгий Васильевич особое внимание уделял передаче опыта ассистентам, которые могли бы заменить его после отъезда. Шесть человек из участников ансамбля были отправлены учиться в Москву в хореографическое училище Большого театра. На балетмейстерский факультет поехал учиться один из участников ансамбля Скендер Селими, хотя Г.В.Перкун был не вполне согласен с его кандидатурой. За три года работы в Албании им было поставлено также более 60 танцев, несмотря на сложный музыкальный и ритмический рисунок албанского народного танца.

В мае 1953 года, по возвращении из Албании, Георгий Васильевич Перкун был зачислен в штат Управления цирков в качестве режиссёра-постановщика. Так начался новый этап в его творческой жизни. Надо сказать, что благодаря своей богатой фантазии и колоссальной работоспособности, без работы он никогда не сидел. Это был один из немногих, если не единственный, режиссёр-постановщик, кто входил в клетку к хищникам.

 

Фрагмент фильма "Светлый путь"

С Людмилой Ивановной Ван-Зе-Вей

На репетиции

 

Долгие годы дружбы связывали Георгия Васильевича с Людмилой Ивановной Ван-Зе-Вей (девичья фамилия Шкодина) ещё со времён школы-студии киноактёра. В 1940 г. она сыграла роль учительницы в фильме Григория Александрова "Светлый путь" (в США фильм вышел под названием "Таня"). В 60-х годах вместе со своим мужем китайцем Александром Ван-Зе-Вей Людмила Ивановна принимала участие в акробатическом цирковом аттракционе, великолепно читала стихи Маяковского и Лермонтова. Иногда она брала такси, и вместе со своей собачкой Чапой за рубль добиралась с Подсосенского переулка до Проспекта Мира в гости к Георгию Васильевичу, где собирались друзья-артисты и царила бесшабашная атмосфера общения самых близких людей. Она воспитывала его маленькую дочку Иру, когда он и его жена были на гастролях, и которая называла её своей второй мамой.

В 1961 году в Ростове-на-Дону состоялась премьера циркового представления "Пароход идёт Анюта" в жанре комической пантомимы. Спектакль отличался крепкой, продуманной режиссурой. Все номера были связаны единым сюжетом. В представлении все артисты, - жонглёры, силовые акробаты - стали драматическими актёрами. В нём принимали участие: воздушные гимнасты Хазовы, эквилибристы с шестом В.Карсеев и А.Мареев, эквилибрист на проволоке В.Шконда, музыкальные эксцентрики Стампинские, акробаты Юрьевы, Дёмкины, танцор на руках В.Серебряков. Георгий Васильевич был в этом спектакле художественным руководителем. Представление было показано во многих городах более 1800 раз.

 

"Карнавал на Кубе"

"Пароход идёт Анюта"

"Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки"

 

Георгий Васильевич также принимал участие в аттракционах "Карнавал на Кубе" (1962), посвящённом кубинской революции, детском цирковом представлении "Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки", пантомиме для детей "Доктор Айболит" (1965), заглавную роль в котором исполнял дрессировщик Степан Исаакян, в цирковом спектакле "Коломбинетта" для Центральной студии телевидения.

В 1964 году состоялись гастроли советского циркового коллектива в Индии. Выступления проходили в шести городах и пользовались грандиозным успехом у неизбалованной индийской публики. И это несмотря на сорокаградусную жару. В Калькутте накануне приезда наших артистов были столкновения между индусами и мусульманами на религиозной почве. Отголоски этой борьбы чувствовались даже на цирковом представлении, поскольку мусульмане и индусы сидели вместе, заполнив гигантский амфитеатр. Враждующие стороны обменивались недружелюбными взглядами. Но постепенно во время представления лёд недоверия начал таять, и люди просто улыбались, аплодировали, соседи обменивались впечатлениями.

На концерте в Бомбее в зале присутствовал известный киноактёр Радж Капур, который был в восторге от выступления наших артистов. Говорят, что он даже пытался сватать одну из своих дочерей за Георгия Васильевича.

 

В студии индийского радио

С Раджем Капуром

 

В поездке по Индии принимали участие: акробаты-вольтижёры Маленкины, эксцентрики в воздухе Дашевские, эквилибристка на пьедестале Н. Носкова, партерные гимнасты Козионовы, дрессировщица собак Е.Шкунова, музыкальные эксцентрики Л.Бурдов и Г.Занько, акробаты с першами Авдеевы, антиподисты Микитюк, дрессировщик тигров Народный артист РСФСР А.Александров-Федотов, художественно-акробатическая группа Загвоздкиных, жонглёр на лошади В.Кошкин, воздушная гимнастка Э.Козлова, жонглёры с цветами Ларионовы, акробаты-прыгуны Аболонские, дрессировщик медведей Л.Безано, ковёрный Б.Вяткин, режиссёр-постановщик Г.В.Перкун.

Георгий Васильевич очень любил фотографировать. В 1962 году он окончил Всесоюзный Заочный лекторий по журналистике и фоторепортажу. Публиковался в журнале "Советский цирк".

 

Свидетельство об окончании лектория

Фотоэтюд Г.В.Перкун из журнала "Советский цирк"

 

Немало сил приложил Георгий Васильевич для создания Казахского циркового коллектива. В основной состав труппы входили выпускники Алма-Атинской эстрадно-цирковой студии. Премьера состоялась в 1970 году в Саратовском цирке. Сценарий был написан большим другом Георгия Васильевича поэтом Юрием Благовым. Конно-наезднические номера, решённые в национальном стиле, - "Табунщики-джигиты", "Конная сюита", "Кзыл-Куу" и "Высшая школа верховой езды", были подготовлены Г. Токаревым и А. Соколовым. Среди других номеров были "Байконур" (акробаты на подкидных досках), табун "Караван" (смешанная группа дрессированных животных: верблюды, козероги, волк, медведь, пони). Ковёрные клоуны, - А.Альмажанов, А.Нисаров.

 

Эскизы костюмов для циркового представления, 1968 год

 

Сотрудничество Г.В.Перкун с цирковой династией дрессировщиков Тихоновых, - это тема отдельного рассказа. Совместно они создали несколько цирковых программ с животными: "Карнавал на Кубе" (1962), "Зубры и тигры" (1966), "Полосатые звёзды арены" (1975), "Мир животных - мир друзей" (1977).

Виктор Петрович Тихонов был лучшим другом Георгия Васильевича. Он родился в 1917 году и с восьми лет выступал с отцом в балаганах и небольших цирках. Был акробатом, стрелком. Наибольших результатов достиг в жанре дрессировки. Некоторое время был ассистентом Кио. Однажды, будучи на гастролях в каком-то городе, он позвонил в Москву Георгию Васильевичу, который лежал дома со сломанной ногой. Он сказал, что все билеты уже проданы, но премьера не состоится, если тот не приедет. И он приехал. Дальше на репетиции произошло следующее. Обрушились декорации и Виктор Петрович упал. У него на голове была ссадина. Тигры, почуяв неладное, готовы были наброситься на него. Георгий Васильевич, который был в это время в зале, крикнул ассистентам, чтобы те спасали дрессировщика. Тигров начали поливать водой. В общем, всё обошлось.

 

Г.В.Перкун и В.П.Тихонов

Лариса Тихонова

 

В семье Тихоновых жил огромный дог, с которым связан один забавный эпизод. Ему давали хозяйственную сумку, в которой были деньги и список, и отправляли одного в магазин за продуктами. Продавцы уже знали его и обслуживали как постоянного покупателя. Вот это дрессировка!

В 1963 году Георгия Васильевича попросили посмотреть номер румынской дрессировщицы Лидии Жига и дать ему оценку. Режиссёр, побывав на репетиции, вынес свой вердикт: аттракцион нельзя выпускать! Женщина работала только с одним животным, поворачиваясь к остальным спиной и оставляя их вне поля зрения. Этого нельзя делать ни в коем случае. Но такой резкой оценки никто не ожидал. К его голосу не прислушались и аттракцион выпустили. На то нашлись свои причины. Вскоре на одном из представлений произошёл несчастный случай из-за нападения хищников, и дрессировщица погибла...

В аттракционе "Зубры и тигры", премьера которого состоялась в Ярославском цирке в 1966 году, участвовали 7 зубров, 6 тигров, гепард, собаки-боксёры и болонка. В дальнейшем в состав была введена лошадь с всадником-гепардом, которая брала траву из пасти тигра. Аттракцион явился крупным достижением в искусстве дрессировки.

 

Аттракцион "Зубры и тигры"

 

Среди артистов, которым Георгий Васильевич Перкун ставил номера или просто помог хорошим советом, были дрессировщики Виталий Тихонов (сын Виктора Петровича Тихонова), Алексей Соколов, Роман Беллей и Юрий Куклачёв, клоун Анатолий Марчевский, актриса Наталья Варлей, воздушные гимнасты Хазовы, акробаты Голядзе. Композитор Валентин Белинский был в очень дружеских отношениях с Георгием Васильевичем. Их связывали долгие годы настоящей мужской дружбы. Режиссёром были подготовлены программы для гастролей в Югославии, Венгрии, Северной Корее, Индии, Чехословакии, Монголии, Румынии, Болгарии.

 

Виталий Тихонов

Алексей Соколов

Анатолий Марчевский

Роман Беллей

 

В последние годы Георгий Васильевич Перкун работал главным режиссёром в цирке на Проспекте Вернадского. К нему шли за советом и поддержкой. Он всегда и для всех находил время. В его квартире почти каждый день были молодые артисты. Кто-то приходил показать свой новый сценарий, кто-то просил консультации по поводу неудавшегося трюка. И опытный режиссёр-постановщик помогал, старался сделать всё для тех, кто только начинает. Его жизнь, - это яркий пример того, как человек добивается поставленной цели и остаётся верным своему выбору, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. А ведь он жил в очень непростое время. Георгий Васильевич умел дарить людям радость жизни и оптимизм. И люди отвечали ему любовью и благодарностью.

* * *