Сайт Юрия Макарова

   

 

Секреты песен Битлз

В этой статье мне было интересно раскрыть некоторые технические хитрости исполнения и приёмы звукозаписи у Битлз.


 

Come Together

Слоган "Come together, join the party" принадлежит психологу и политическому активисту Тимоти Лири, претенденту на пост губернатора Калифорнии, чьим соперником на выборах 1970 года должен был стать Рональд Рейган. Сама фраза «come together» взята Лири из китайской «Книги перемен» и имеет скрытый философский смысл, согласно которому люди разных убеждений должны объединиться на празднике жизни. Джон в то время был одержим идеей борьбы за мир и вместе с Йоко проводил акцию против войны во Вьетнаме Bed-In For Peace в номере монреальского отеля The Queen Elizabeth Hotel. Лири с женой Розмари были приглашены и даже приняли участие в записи песни Give Peace A Chance, в тексте которой упоминались их имена: "Ev'rybody's talking 'bout John and Yoko, Timmy Leary, Rosemary..."

 

Розмари и Тимоти Лири (внизу в центре) в гостях у Джона и Йоко

 

Джон поинтересовался, чем он может быть полезен? Лири предложил написать песню в поддержку его избирательной кампании, кассета с демо-версией которой вскоре была распространена им по всем альтернативным радиостанциям Калифорнии, после чего он считал песню своей. Но по возвращении в Лондон Джон доработал Come Together и Битлз выпустили её на сингле. Лири негодовал по поводу того, как с ним обошлись. Но творческое переосмысление Леннона этим не ограничилось. Фраза "old flattop" взята им из песни Чака Берри You Can't Catch Me, что повлекло за собой судебные иски. На вокальной дорожке Come Together в том месте, где мы привыкли к каноническому звуку "щщщщщщщ", хорошо слышно, как Джон постоянно повторяет фразу "shoot me".

 

Вокальная дорожка Come Together

 

Любопытно, что эта же фраза звучит в неизданной песне Битлз Watching Rainbows (примерно с 1:54) из Get Back Sessions, записанной ранее 14 января 1969 года. В ней угадывается вокальная манера исполнения Боба Дилана. Джон здесь играет на электропиано Rhodes и поёт, Пол исполняет партию электрогитары (партия баса отсутствует), Ринго играет на барабанах, Джордж не принимал участие в записи. Эта вещь стала как бы квинтэссенцией сразу нескольких песен Битлз: Come Together, I've Got A Feeling и Mean Mr. Mustard, в записи которой Пол и Ринго тогда принимали участие. В ней также слышны фразы из более ранней вещи I Am The Walrus.

 

Watching Rainbows

 

Трудно сказать, какой смысл Джон вкладывал в фразу "shoot me", скорее всего ничего конкретного, просто шутка. Битлз часто морочили голову фанатам, особенно американским, которые рассматривали каждое их слово под микроскопом. Можно только догадываться, как воспринимали такие вещи люди неадекватные, что в конечном итоге привело к трагедии 1980 года.

 

Tea Towel

Особенностью звучания барабанов поздних Битлз является так называемый эффект Tea Towel, очень популярный у групп конца 60-х начала 70-х годов, во многом определивший звук того времени. Барабаны накрывают куском ткани, в данном случае "Чайным полотенцем". При ударе резонируют в основном пружины в нижней части барабана, а верхняя мембрана глушится тканью. Звук приобретает хлёсткий плотный оттенок с коротким затуханием, который оставляет в миксе больше пространства для других инструментов. Битлз использовали этот приём игры начиная примерно с 'Белого альбома', и его невозможно спутать ни с чем другим. Если внимательно посмотреть кадры фильма Let It Be, на которых снято выступление группы на крыше штаб-квартиры Apple Corps на Savile Row, то можно увидеть, что малый барабан Ринго (Snare) и большой том (Floor Tom) накрыты тканью. Tea Towel, - это небольшое льняное или хлопковое полотенце для рук, которое с середины XIX века используют для сушки посуды после мытья, сервировки стола или для выпечки. В английской культуре применение этому предмету нашлось также и в музыке.

 

Чайное полотенце Ринго

 

В следующем звуковом примере хорошо слышна разница между обычным и накрытым тканью барабанами. Если в песне With A Little Help From My Friends звучит незаглушенный Snare, то в Dear Prudence уже с Tea Towel. Битлз всё время экспериментировали со звуком.

 

Разница звучания барабанов

 

In My Life

В песне In My Life рассказывается о ностальгических воспоминаниях Джона времён его детства ещё задолго до битломании, поэтому звучание нужно было выдержать в классическом "вечном" стиле. Пол Маккартни утверждает, что написал большую часть мелодии под впечатлением от The Tracks Of My Tears Смоки Робинсона и The Miracles, которая интонационно действительно напоминает In My Life. 22 октября 1965 года в Студии №2 Abbey Road с 10.30 до 11.30 состоялась запись соло-инструмента в третьем дубле песни. Продюсером был Джордж Мартин, ему помогали инженеры Стюарт Элтэм и Майк Стоун. Запись проходила в отсутствии Битлз, которые специально для этого оставили несколько тактов аккомпанемента. Как было написано на коробке со студийной лентой, вначале Мартин сыграл на органе Hammond, звук которого был навеян произведениями Баха, но результат ему не понравился.

Перезапись солирующего инструмента требовала стирания предыдущей записи, поскольку все дорожки были уже заняты. Идея была в том, чтобы добиться звука клавесина в стиле барокко. Но слишком быстрые пассажи на клавесине требовали виртуозного исполнения, а времени на поиски музыканта не было. Тогда Джордж Мартин нашёл простое и изящное решение. Фонограмму с аккомпанементом он воспроизвёл на замедленной вдвое скорости 7,5"/сек, под которую сыграл сложную партию на фортепиано в удобном темпе на октаву ниже. При воспроизведении на обычной скорости, помимо увеличения частоты основного тона, атака взятых нот уменьшилась вдвое, что приблизило тембр к звуку щипкового клавесина. Это фортепианное соло навсегда вошло в историю музыки.

 

Фортепианное соло в In My Life

 

Multitracking, Artificial Double Tracking

Первые два альбома Битлз Please Please Me и With The Beatles были записаны на двухдорожечных магнитофонах EMI BTR-2 (British Tape Recorder). На одну дорожку записывали предварительно смикшированные аккомпанирующие инструменты: барабаны, бас, ритм-гитару и акустическую гитару, на другую, - вокал и солирующие инструменты. Начиная с I Want To Hold Your Hand Битлз перешли на четыре дорожки. В 1965 году студия Abbey Road закупила пять магнитофонов Studer J37 по цене £8000 каждый. Они позволяли записывать небольшие группы инструментов раздельно на четыре дорожки и послойно накладывать запись с нескольких дорожек на одну или две, что открывало безграничные возможности в экспериментах со звуком. Правда качество звука при постоянной перезаписи падало. Для растущего творческого потенциала группы четырёх дорожек было уже явно недостаточно.

Учитывая технические требования Битлз, инженер EMI Кен Таунсенд разработал способ синхронизации двух Studer J37. Скорость вращения ротора ведущего электродвигателя магнитофона зависит от частоты питающей сети, которая в Англии составляет 50±0,4 Гц. При разбросе в 1,6% невозможно обеспечить точную синхронизацию двух механических систем. Таунсенд предложил пожертвовать одной звуковой дорожкой, записав на неё синхросигнал частотой 50 Гц, задаваемый прецизионным тактовым генератором. Обороты электродвигателя второго магнитофона синхронизировались записанной частотой на первом, поэтому малейшие отклонения скорости движения ленты у них были одинаковы. Стартовая позиция на обоих аппаратах была помечена на плёнке восковым маркером, и оператор должен был в каждом дубле выставлять положение этой метки на глаз и пытаться одновременно нажать кнопки воспроизведения и записи. Это позволяло работать с семью звуковыми дорожками одновременно. Впервые эта технология была применена при записи оркестра в песне A Day In The Life. Позже на её основе был разработан стандарт синхронизации изображения и звука SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers, - сообщество инженеров кино и телевидения).

 

EMI BTR-2 Levell TG-150M Oscillator Studer J37 Four Track Machine

 

В ранних песнях Битлз эффект Double Tracking, когда основная партия была спета или сыграна дважды для усиления художественного восприятия, достигался путём наложения повторной записи. Леннон не очень любил петь дважды с одними и теми же интонациями. Однажды вечером Таунсенд ехал домой и услышал звук машины впереди себя, который чуть запаздывал во времени. Это натолкнуло его на мысль, что сигнал с магнитной ленты, которую он сравнил с дорогой, можно было снимать в двух местах с небольшой разницей во времени, - с записывающей и воспроизводящей головок, находящихся на расстоянии полутора дюймов друг от друга. Магнитофоны имели модульную конструкцию и легко позволяли менять маршрутизацию сигнала.  Если подать сигнал с записывающей головки на второй магнитофон, то его звук можно смикшировать с сигналом воспроизводящей головки первого, чуть сдвинутого во времени, и получить эффект звучания в унисон двух сигналов.

 

Artificial Double Tracking

 

Покачивая влево-вправо ручку осциллятора Levell TG-150M (Varispeed), и внося тем самым рассинхронизацию работы электродвигателей обоих аппаратов, вы сдвигали во времени второй сигнал чуть раньше или позже относительно первого в пределах 8-12 миллисекунд, как при живом исполнении. Это избавляло от рутинного наложения простого дублирующего вокала, всё делалось с одного раза. Так был изобретён культовый для того времени эффект Artificial Double Tracking (искусственный дабл-трэкинг). Он был получен «случайно» при записи Yesterday, когда часть голоса Маккартни попала через мониторы на трек со струнным квартетом с небольшой задержкой во времени. Его можно услышать в звуке соло-гитары в Here, There And Everywhere и вокале Eleanor Rigby.

 

Легендарный ламповый звук

У гитарных усилителей существует два типа звучания: британское (UK) и американское (US). Битлз вошли в историю на гребне волны «британского вторжения» с усилителями VOX AC-30 английской фирмы JMI (Jennings Musical Instruments). Они построены на лампах 12AX7 в предварительном усилителе и EL84 в оконечном каскаде. Это комбо-усилитель открытой конструкции класса AB, который музыканты полюбили за яркий звук и «вкусные» высокие частоты. В нём используются два 12" динамика Celestion G12. Всё это влияет на характер звучания, которое отличается певучестью на грани перегруза с сохранением естественности. Пентоды EL84 (лампа с пятью электродами) работают в ультралинейном режиме усиления, но за счёт низкого КПД обеспечивают невысокую выходную мощность, - от 5 до 17 Вт, в зависимости от схемы включения. К тому же из-за характерных искажений, в основном за счёт третьей гармоники, эти лампы нашли применение исключительно в гитарных усилителях.

Но вопреки сложившемуся стереотипу, VOX не были основными усилителями Битлз. С 1964 года они всё чаще стали использовать усилители Fender, которые отличались чистым тёплым звуком, широкой полосой частот, повышенной выходной мощностью и относились к американскому типу звучания. В них установлены выходные лампы 6L6, способные выдать мощность по 20 Вт каждая. Гитары с ними звучат удивительно чисто и мощно. Пол Маккартни использовал Fender Bassman как основной басовый усилитель гораздо чаще, чем VOX, начиная с записи Rubber Soul и до середины 1967 года. Джордж Харрисон и Джон Леннон играли на нём с 1966 года, иногда подключаясь к нему одновременно. А с начала 1967 года Fender Bassman 6G6-B стал основным усилителем Харрисона. Его модификации также можно увидеть в фильме Let It Be и на фотосессиях Free As A Bird / Real Love. Fender были самыми записываемыми усилителями Битлз.

 

VOX AC-30

Fender Bassman 6G6-A

Схема записи бас-гитары Маккартни

 

При записи бас-гитары Маккартни инженер Джефф Эмерик использовал следующую схему подключения. Басовые кабинеты имели 12" динамики, а не 15" или больше, т.е. вместо басовых использовались гитарные кабинеты. Сигнал снимался конденсаторным микрофоном AKG C12 с расстояния 2 дюйма и ленточным микрофоном STC 4038 с расстояния 8 футов для «воздуха». После прохождения обоих сигналов через микшерную консоль перед магнитофоном включался компрессор Altec 436B, модифицированный EMI под названием RS124. Маккартни играл на бас-гитаре Rickenbacker 4001S 1964 года. У него было два варианта усиления: 50-ваттный усилитель Fender Bassman 6G6-A (Blonde) 1963 года с кабинетом 2x12" Jensen C12N или Oxford 12M6, либо 30-ваттный басовый усилитель JMI Vox UL430 1966 года с кабинетом 2x12" Celestion G12. Однако в песне With A Little Help From My Friends он подключался к студийному мониторному усилителю EMI RS141 Leak TL / 25 Plus с кабинетом Altec 612.

 

Пол Маккартни и Fender Bassman

Комбо-усилители Fender '68 Custom Twin Reverb

 

Битлз использовали ламповые микшерные консоли REDD, которые были спроектированы EMI специально для студии Abbey Road. Отдел разработки систем звукозаписи (REDD - The Record Engineering Development Department) был группой конструкторов, созданной и возглавляемой техническим инженером Abbey Road Леном Пейджем с 1955 года. В первую очередь их целью была разработка микшерных пультов для производства стереозаписей. В конце 1958 года ими была создана ламповая консоль REDD.37, которую Битлз использовали при записи сингла Love Me Do / P.S. I Love You (по иронии судьбы обе песни были монофоническими). Хотя за этой моделью прочно закрепилось название The Beatles’ Console, усовершенствованная конструкция REDD.51 была установлена в Студии №2 в январе 1964 года. Серия консолей REDD была любима персоналом студии на протяжении многих лет.

 

 

Консоль REDD.51

Консоль TG12345

8-дорожечный магнитофон 3M M23

 

В 1968 году EMI представила новый 8-дорожечный магнитофон 3M M23. Первой песней, записанной на нём, была While My Guitar Gently Weeps. Чувствуя отсутствие энтузиазма со стороны группы, Джордж Харрисон пригласил Эрика Клэптона для записи соло-гитары. Чтобы получить блюзовое звучание, близкое к эффекту флэнджера, при записи гитарной дорожки ручкой осциллятора Levell TG-150M задавалось хаотическое изменение скорости движения магнитной ленты.

Ограниченное количество каналов пульта REDD.51 для 8-дорожечной записи вынудило EMI отказаться от него в пользу новой полупроводниковой консоли TG12345, которая была установлена в диспетчерской Студии №2 в ноябре 1968 года. На ней был записан и смикширован альбом Abbey Road. Его звук отличался чёткостью и прозрачностью, но был лишён теплоты и мягкости предыдущих альбомов Битлз. Хотя новый пульт был значительно больше, и имел параметрический эквалайзер и компрессор-лимитер в каждом канале, что было неслыханной роскошью в то время, многие инженеры, в том числе Джефф Эмерик, обнаружили, что его звуковые качества были вовсе не так хороши, как ожидалось. На нём невозможно было получить то же звучание гитары и барабанов, к которому все привыкли. Легендарный звук ламповых консолей REDD, ставший эталоном 60-х годов, навсегда был потерян.

 

Разница звучания бас-гитары

 

В песне Lovely Rita бас-гитара записана на ламповой консоли REDD.51, а в Something, - на полупроводниковой TG12345. Благодаря мастерству Джорджа Мартина в миксе оба варианта звучат хорошо, но здесь разница особенно заметна.

 

БГ в гостях у Джорджа Харрисона

Следующая история не имеет прямого отношения к теме этой статьи, но для любителей музыки она представляет несомненный интерес. В 1988 году Борис Гребенщиков выехал в США для записи англоязычного альбома Radio Silence, который продюсировал Дэйв Стюарт. Организатором поездки выступила американская компания Belka International, названная так в честь собаки, побывавшей в космосе. Её целью, помимо интересов в сфере шоу-бизнеса, было налаживание Советско-Американских отношений в области культуры. Одним из соучредителей был Кенни Шаффер, известный как изобретатель беспроводной электрогитары, пиар-агент Джими Хендрикса, Стивена Тайлера, Тодда Рандгрена и Элиса Купера, муж киноактрисы Аллы Клюки. На гитаре, спроектированной Шаффером, Леннон играл на сессиях Double Fantasy. В 1970 году Кенни Шаффер приобрёл права на прокат в США фильма Алехандро Ходоровски «Крот», от которого Джон Леннон был в таком восторге, что пожертвовал миллион долларов на следующий фильм режиссёра «Священная гора», дав ему полную свободу действий. Аллен Кляйн, который вёл все финансовые дела Леннона, урезал бюджет до 750 тысяч, а остальные деньги, как говорят, присвоил себе. Фильм начинается с титров «Аллен Кляйн представляет», при этом имя Джона нигде не упоминается, хотя фильм снят на его деньги.

Когда встал вопрос о том, кого из советских рок-музыкантов стоит отправить на Запад, Кенни Шаффер переслушал огромное количество записей «официальных артистов» Минкульта, от которых уши вяли. Тогда он просто вышел на улицу, чтобы спросить у людей, и все в один голос сказали: "Гребенщиков!" Кенни Шаффер познакомил Бориса с такими западными музыкантами, как Фрэнк Заппа, Джордж Харрисон, Том Петти, Сьюзанн Вега и Лори Андерсон. Какое то время БГ вёл переписку с Дэвидом Боуи через Джоанну Стингрей, которая привезла из Советского Союза альбом «Радио Африка». Диск понравился Боуи, и в подарок Гребенщикову он прислал гитару Fender Squier, которая впоследствии перешла к гитаристу Аквариума Александру Ляпину. В Нью-Йорке БГ и Боуи встретились в одном из ресторанов на Таймс-Сквер как старые знакомые, и прекрасно провели время в компании Игги Попа, Лу Рида, Дебби Харри и Криса Стейна. По признанию самого Гребенщикова, в них не было ни капли снобизма, это было по-настоящему человеческое общение.

 

Кенни Шаффер и Джон Леннон

Титры фильма «Священная гора», 1973 г.

БГ и Дэвид Боуи, Нью-Йорк, 1988 г.

 

В мае 1988 года в доме Дэйва Стюарта в Лос Анджелесе состоялись сессии звукозаписи первого альбома The Traveling Wilburys. В гастрольном расписании Боба Дилана появилось окно, поэтому нужно было уложиться в десять дней. Пятеро музыкантов, - Джордж Харрисон, Джефф Линн, Том Петти, Боб Дилан и Рой Орбисон, рассевшись в круг на кухне у Дэйва, играли на акустических гитарах под драм-машину. Когда аккомпанемент очередной песни был готов, на следующий день записывали вокал. Это происходило уже в другой комнате, специально оборудованной звукоизоляцией. Запись велась на 24-трековом аналоговом магнитофоне Otari MTR-90. По признанию Тома Петти, всем руководили Харрисон и Линн, которые уже имели опыт совместной работы над альбомом Cloud Nine. Джордж лично прослушивал каждого и решал, кто должен петь в какой вещи. Многодорожечную запись дорабатывали уже в Англии в домашней студии Харрисона FPSHOT (Friar Park Studio Henley-On-Thames). В ней принимали участие барабанщик Джим Келтнер, саксофонист Джим Хорн и перкуссионист Рэй Купер.

БГ, который тогда вместе с женой Ириной и маленькой дочкой Василисой гостили пару дней у Харрисона в его поместье Friar Park, вспоминает. "Мне фантастически повезло, в 1988-м году я имел удовольствие и привилегию слушать все эти записи еще несведёнными и необработанными. Пять голосов, пять гитар и ударная машинка, - дома у Джорджа Харрисона в присутствии половины The Traveling Wilburys. И расчувствовавшись совсем, сказал Джорджу, что в моем представлении это музыка нового десятилетия. Сознаюсь, я ошибся тогда, - это была не музыка 90-х, это музыка вечности. Помню, как попал к нему в гости, в его дом. Они там сидели наверху в студии, - Дэйв Стюарт и прочие, и очень боялись позвать меня, потому что не знали, как русский будет реагировать. Потом, когда я это понял, было очень смешно и печально. Мы с Рэем Купером немножко выпили, в итоге все сошлись в хорошей форме и долго и оживленно беседовали, очень в итоге понравились друг другу." На нижнем фото, сделанном Кенни Шаффером, слева направо: Джордж Харрисон, Том Петти, Шиван Фэйи (Bananarama), Джефф Линн, Оливия Харрисон, Рэй Купер, Дэйв Стюарт, внизу Борис Гребенщиков с дочерью Василисой.

 

Otari MTR-90

БГ в гостях у Джорджа Харрисона, Friar Park, 1988 г.

 

Впервые увидев в интернете это фото, я усомнился в его подлинности, - Гребенщиков считался мастером мистификации. Любому битломану понятно, что случайный человек оказаться во Friar Park просто не мог. Я написал БГ по электронной почте, взяв адрес на официальном сайте Аквариума. Он был немногословен, уложившись в одно предложение: "Я встречался с Джорджем в Henley-On-Thames в 88-м." Так я получил информацию из первоисточника, и БГ, конечно, не был там случайным человеком. В отличие от большинства отечественных рок-музыкантов, слишком озабоченных собственным имиджем, он занимался музыкой в самом высоком смысле этого слова, не придавая большого значения границам, разъединяющим людей. Влияние Харрисона и восточной культуры наиболее ярко выразилось в музыке Гребенщикова на примере таких вещей, как «Вести с огорода» из альбома «Пятиугольный грехъ» 2000 года.

 

Инструментал «Вести с огорода»